Елена Метелкина
Экологическое воспитание в детском саду с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование и воспитание дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний.. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
Публикация «Экологическое воспитание в детском саду с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение и дисциплинированность. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста базируется на эколого-дидактической игре. Дидактическая игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Поэтому первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.
Усвоение знаний о природе при помощи эколого-дидактической игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них экологического сознания. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике,
подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- пробудить интерес к природе и развивать ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Поэтому дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания.
Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали : Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. А. Маневцева,
П. Г. Саморукова.
Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования т,к, предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой и положительного отношения к природе. Как мы уже знаем, через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогают личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.
Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этой проблемы? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.
Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о культуре поведения в природе, о человеке как части природы.
Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что дидактические игры должны широко использоваться педагогами в практике в плане экологического воспитания и образования дошкольников.
2016год.