марина клюева
Экологическое воспитание в детском саду — это актуально
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в детском саду – это актуально!
Детский сад №55
Воспитатель средней
группы№1
Клюева М. В г. Новокузнецк
В последнее время, каждый житель планеты по нескольку раз в день слышит устрашающую фразу: «Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы». Причем живым примером этой разрушающей нашу жизнь трагедии являются события и явления, происходящие вокруг нас: высыхают моря, гибнут от пожаров леса, выходят из берегов реки и наносят огромный вред людям, здоровью, природе.
Публикация «Экологическое воспитание в детском саду — это актуально» размещена в разделах
Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания особенно чувствуем мы, взрослые, когда сталкиваемся с вопиющими фактами варварского отношения к природе: в лес практически нельзя зайти – все завалено мусором, на берегу рек и озер – разбитые стекла, пустые бутылки, всюду следы «цивилизации». А ведь это видят и маленькие дети, будущее нашего государства, дети, которым жить, расти и прославлять страну в 21 веке. Задача воспитателя дошкольного учреждения уже с малых лет сформировать у дошкольников убеждение, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему в детском саду следует систематические вести экологическую работу, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Экологическое воспитание в нашем детском саду ставит и, по – возможности, решает следующие задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участвовать в посильной для детей деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Вот уже несколько лет я провожу работу по экологическому воспитанию своих дошколят.
В нашей группе имеется хорошо подобранная библиотека, в которой произведения художественной литературы, природоведческая, справочная литература, пособия, игры экологического содержания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в парке, на берегу озера, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения, с использованием технологии ТРИЗ: " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных"на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отведено наблюдению.
Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Дети видят природу в естественных условиях, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Системное использование наблюдений в ознакомление с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, и приводят к развитию наблюдательности.
Для закрепления знаний об окружающей действительности проводила дидактические игры: «Осенний листочек», «Семена», «Детки на ветке», «Собери грибы в лукошко», «Съедобное – несъедобное», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Экспериментирование – дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания Часто задавались вопросы, на которые дети сами находили ответы «Что будет, если забудем полить растение?», В группе ставили срезанные ветки с деревьев и наблюдали, через какое время они распустятся и оживут. Продолжали расширять знания детей о природных ресурсах.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего пользуемся литературой, рекомендованной программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т. д.
Проводим конкурсы детских рисунков " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.