Валентина Бабиенко
Организация народных праздников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация народных праздников в детском саду
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребёнка детский сада №253 "Белоснежка"
Доклад на тему «Организация народных праздников в детском саду»
Выполнила:
Воспитатель Бабиенко В. Ю.
Г. Ульяновск,2015
Важность проведения народных праздников в воспитательном процессе
Публикация «Организация народных праздников в детском саду» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль фольклорных праздников в детских садах не должно сводиться только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.
Цель фольклорного праздника - познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.
Своей яркостью, колоритностью, простотой фольклорные праздники особенно нравятся детям. Они разнообразны по содержанию, тесно связаны с народным календарем, природными явлениями, сезонными работами.
Задача воспитателя – соединение обучения и воспитания через рассмотрение обычаев народной культуры.
Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной.
Кроме того, у детей формируется вкус. Если помещения детского сада празднично оформлены, для праздников сшиты красивые костюмы, у ребенка формируется хороший художественный вкус. Праздник соединяет в себе различные виды искусств: здесь и театр, и живопись, и музыкальные занятия, и чтение сказок и пр. У детей расширяется кругозор, формируются собственные взгляды и нормы поведения, навыки и умения. У ребенка развивается творческое начало.
Проведение народных праздников в детском саду должно происходить главным образом через игры. Игры позволяют развивать у детей меткость, быстроту, силу, дают понятия о чести, долге, порядочности, нравственности, выдержке, тактике, дисциплине, индивидуальности.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский и П. Ф. Лесгафт считали, что важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.
Дети в ходе занятий интересуются жизнью и деятельностью своих предков; явлениями природы; воспитывается любовь к родному краю, городу, стране в целом.
Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Родители готовят основную часть костюмов и т. п. Совместная деятельность - практическая, эмоциональная, творческая - позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.
Проведения праздников национальной культуры в детском саду
Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.
Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:
1. объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
2. удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
3. определение участников проекта и направления работы каждого из них;
4. рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
5. рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
6. фольклорные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.
Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание, составляющих фольклорные праздники в детском саду.
Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.
Можно выделить основные этапы работы с праздником в детском саду:
1) предварительное планирование (выбор праздника и сроки его проведения);
2) работа над сценарием (отбор материала в соответствии с группами, создание сценария);
3) ознакомление детей с праздником;
4) проведение репетиций (разучивание стихов, песен, танцев, оформление зала);
5) закрепление материала (сам праздник);
6) подведение итогов (беседа с родителями и детьми – что понравилось или не понравилось).
Народными праздниками, которые могут проводиться в детском саду, могут быть Рождество, Масленица, Пасха. Каждый праздник имеет свою смысловую нагрузку.
Рассмотрим, как на практике могут проводиться данные праздники.
1. Рождество (зимний праздник).
Детям для начала объясняется, что Рождество – это самый первый праздник только что начавшегося года, который празднуется две недели – с седьмого по 19 января. В эти две недели дети могут на музыкальных занятиях петь рождественские песни, слушать истории про традиции Рождества, играют в рождественские игры и пр.
В празднование Рождества можно включать следующие игровые формы занятий:
1) Кукольное представление. Использование сюжетов старинных рождественских спектаклей. Цель – ознакомление с историей елки на Рождество. Воспитатель рассказывает, зачем в старину был обычай украшать растения, в том числе и елку. Родителей и детей можно привлечь к изготовлению украшений на елку: ангелов, сладостей, звезд, шаров, печений и т. п. Дети могут также участвовать в оформлении зала
2) Разыгрывание сцен (например, изучение обрядов ряжения и колядования). Народные гуляния: переодетые в русские народные костюмы воспитатели, родители и дети водят хороводы.
3) Музыкальный вечер, посвященный святочным гаданиям. Дети пляшут, поют частушки.
4) Головоломки на тему пройденных занятий для закрепления знаний детей.
2. Масленица (весенний праздник).
Хорошо, если масленица выпадает на март – тогда праздник женщин и Масленицу можно совмещать.
Цель празднования Масленицы – погружение детей в атмосферу веселья, радости от предстоящей весны.
Здесь формами занятий могут быть:
1) Музыкальные занятия (пение песен, хороводы, прослушивание пьес русских классиков, посвященных Масленице и др.)
2) Практические занятия, где дети сами изготавливают чучело Масленицы.
3) Занятия на свежем воздухе (игры и забавы).
4) Спектакль, где детям, как и на рождественские праздники, объясняют смысл и значение праздника Масленицы.
3. Пасха (весенний праздник).
Формы занятий:
1) Практические (изготовлениями ребятами пасхальных яиц, открыток, цветов для украшения куличей и пасхи).
2) Музыкальные (дети поют пасхальные песни)
3) Игровые (дети участвуют в играх с пасхальными яйцами)
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что народные праздники в детском саду передают детям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей к искреннему и доброму пониманию русских обычаев.
Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.
Дети в ходе занятий интересуются жизнью и деятельностью своих предков; явлениями природы; воспитывается любовь к родному краю, городу, стране в целом.
Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.
Список используемой литературы:
1) Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
2) Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа/ И. А. Панкеев. – М., 1999.
3) Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды/ И. М. Снегирев. – М., 1990.
4) Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5) Юдин А. В. Русская народная духовная культура: учебное пособие/ А. В. Юдин. – М., 2007.