Татьяна Щербань
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном воспитательно-образовательном пространстве, воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания - семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании детей. Закон «Об образовании» Луганской Народной Республики в статье 42 признал, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Государственный образовательный стандарт дошкольного образования так же определил значимую роль родителей в образовательном процессе. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи культурных ценностей. Каждый институт воспитания - семья и детский сад - имеет свой особый смысл, которого нет у другого. Опыт, приобретаемый дошкольником в детском саду и семье разный : в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения (или, наоборот, в детском саду равноправный член социальной группы. В этой непохожести и заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Важнейшим условием успешности такого сотрудничества является единство и ясность требований, которые предъявляют к ребенку окружающие его взрослые, в том числе родители и воспитатели. И задача педагогического коллектива современного детского сада уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и образования. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей : от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного образования, но его современные тенденции объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Поэтому детский сад предлагает выстраивать сотрудничество с семьей основанного на принципе единства воспитательных воздействий.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий) заставляет искать новые формы взаимодействия. Таким образом, признание приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничества - «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействия - с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Анализ практики показывает, что в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы работы с семьей. Но особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются новаторские, нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется, прежде всего принцип партнерства. Так, досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, выставки семейных коллекций, совместные походы, экскурсии, спортивные досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации, акции, совместное создание предметно-развивающей среды, участие родителей в подготовке и проведении соревнований, таких как «Малышиада» и «КВН», благоустройство территории ДОУ.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Совместные мероприятия педагогов и родителей можно видеть через такие формы, как «Круглый стол» по любой теме, тематические выставки, открытые занятия для просмотра родителей, встречи с администрацией ДОУ, попечительский совет, дни открытых дверей, посещение семей на дому и сайт ДОУ. Необходимость и важность взаимодействия детского сада и семьи очевидны, а параллельное использование традиционных и нетрадиционных форм способствует повышению эффективности работы с родителями.
Таким образом, семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. Педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество воспитательно-образовательного процесса.
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей Республики и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это - не все: наши дети - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной. И закончить свое выступление я хочу словами А. С. Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».