Наталья Бурматова
Доклад на тему «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя
«Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (из опыта работы) I. В сопровождении ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых. Необходимость соблюдения единого коррекционного режима и обязательная координация, интеграция работы специалистов вытекает из особенностей и возможностей ребенка – речевых, двигательных, особенностей его памяти, восприятия, мышления. Энергетические запасы, которые идут на осуществление двигательной, эмоциональной, интеллектуальной и речевой деятельности, у каждого человека ограничены. Именно в руках взрослых, которые работают с ребенком, находится то, как они будут потрачены — эффективно или нет, и с какими последствиями. Без согласованной работы и взаимодействия всех взрослых, работающих с ребенком, коррекционный эффект будет ниже, чем он мог бы быть. Экстенсивный путь сопровождения — за счёт большого набора двигательного, речевого, познавательного и другого материала, предложенного ребёнку разными специалистами — для детей с речевыми и другими нарушениями неприемлем. Здоровьесберегающим и эффективным является, всё-таки, интенсивный путь, суть которого заключается в совершенствовании форм организации работы с ребёнком, в согласованном взаимодействии взрослых, принимающих участие в развитии и жизни ребёнка. Грамотное взаимодействие специалистов и организация единого коррекционного режима позволяет ребенку максимально эффективно и без ущерба для здоровья прожить во времени, отведённом на нормализацию его речевых, моторных и психических функций. II. В ходе интеграции деятельности специалистов группы (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя) мы апробировали следующие формы взаимодействия : 1) Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года. Такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения коррекционно-развивающего и здоровьесберегающего эффекта сопровождения. Для всех участников процесса важными являются сведения об уровне развития импрессивной речи ребенка, характере нарушений слухового и зрительного внимания и восприятия, о возможностях пространственной ориентировки ребёнка, а также общем способе взаимодействия ребенка с окружающим миром, от которых зависит качество восприятия и выполнения инструкций, качество участия ребенка в музыкальных занятиях. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова. Эти сведения фиксируются в бланках логопедического и педагогического обследования ребенка, а также корректируются в соответствии с данными динамического наблюдения и мониторинга в течение года. Трудности детей, без учёта которых невозможно эффективное построение оздоровительной работы, фиксируются в тетради взаимодействия логопеда и музыкального руководителя. В процессе обсуждения результатов диагностики мы обращаем внимание на следующие вещи: - особенности коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка; - особенности организации деятельности каждого ребёнка; - состояние зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти; - степень понимания речи (а значит – понимания вербальной инструкции); - уровень развития активной речи; - состояние общей и мелкой моторики; - состояние функции дыхания и голосообразования; - общее состояние здоровья ребенка. Грамотное внимание к речевым, двигательным, коммуникативным и другим особенностям ребенка позволяет нам более эффективно спланировать коррекционно-развивающую работу по формированию невербальных и вербальных функций у детей, детализировать и реализовать индивидуально-дифференцированный подход, оказать детям индивидуальную помощь в ходе музыкальных занятий. 2) Планирование коррекционно-развивающей работы с учётом ведущего нарушения и психологических особенностей детей. По итогам обсуждения результатов диагностики выстраивается план работы с ребёнком, план взаимодействия музыкального руководителя и специалистов группы, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году, обговаривается характер участия воспитателя, логопеда группы в музыкальных занятиях, характер индивидуальной помощи ребёнку. 3) Индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии, по согласованию с музыкальным руководителем. Так сложилось, что несколько лет подряд логопедический график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Как учитель-логопед, я имею возможность посещать музыкальные занятия. Посещение музыкальных занятий даёт мне, как логопеду и координатору, достаточно — в диагностическом, планирующем, консультационном и другом плане. Я имею дополнительную возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей в специальных видах деятельности, видеть и анализировать, как ребёнок переносит в другую деятельность те речевые и коммуникативные умения, неречевые навыки, которые формируются на логопедических занятиях. Кроме того, я могу непосредственно в это время участвовать в коррекционном процессе, оказать, параллельно с воспитателем, индивидуальную коррекционную помощь самым сложным детям группы – помочь выполнить серию необходимых движений, индивидуально адаптировать фронтальную инструкцию музыкального руководителя, направить ребёнка и др. Всё это очень важно в условиях работы с детьми с тяжёлыми речевыми и другими нарушениями. Иногда, при определённых условиях (тяжесть нарушений у детей, бывает недостаточно участия одного педагога в организации деятельности детей, для достижения желаемого коррекционно-развивающего эффекта. При этом ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и логопеда в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним. Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям. На фронтальных занятиях мы видим доступным дифференциацию приёмов работы с ребёнком (например, дифференциацию способов подачи учебной информации) и дифференцирование требований к выполнению задания каждым ребенком группы. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная (сопряжённое выполнение с ребёнком какого-то движения, вербальная (индивидуально адаптировать инструкцию, направить ребёнка, эмоциональная (поддержать ребёнка). Данная форма работы была презентована нами в рамках городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. 4) Совместная разработка и проведение логоритмических занятий. Планирование и проведение занятий по логопедической ритмике — дело непростое. Необходимо учесть множество конкретных условий. Многое зависит от конкретного состава группы и индивидуальных возможностей детей (насколько эффективным будет объединение достаточно разнородной группы детей из 10-11 человек в пространстве логоритмического занятия, от профессиональной квалификации и занятости педагогов другими, не менее важными, коррекционными проектами (фонетическая ритмика и др.). Тем не менее, совместная разработка и проведение логоритмических занятия является достаточно эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя. В предыдущие годы мы с музыкальным руководителем включали некоторые логоритмические упражнения в канву музыкальных занятий. Затем начали совместно планировать логоритмические занятия, надеемся продолжить осваивать и совершенствовать эту форму взаимодействия и в будущем. 5) Адаптирование речевого материала, используемого на утренниках. Стихотворный и песенный материал для индивидуального исполнения выбирается (и при необходимости – адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Очень важным здесь является подход к подбору речевого материала с учётом семейной ситуации – болезненное принятие родителями нарушений у ребенка, проживание ребенка в неполной семье, в семье опекунов. Вся эта работа немыслима без прямого участия всех педагогов группы. 6) Закрепление педагогами группы музыкального материала во время, отведённое для коррекционной работы с детьми. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т. д. Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей.