Приложение МААМ

Владение техникой речи — это фундамент культуры речи

Елена Ли
Владение техникой речи — это фундамент культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему:

"Владение техникой речи - это фундамент культуры речи"

Подготовила воспитатель МДОУ №79 г. Сочи Ли Елена Анатольевна

В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом.

Культура речи - это способность владеть нормами устного и письменного языка (владение правилами произношения, ударения; правилами грамматики, словоупотреблением и т. п.).

Публикация «Владение техникой речи — это фундамент культуры речи» размещена в разделах

Культура речи - это так же умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения, в соответствии с целью и содержанием текста.

Три компонента культуры речи

Согласно такому определению культура речи включает в себя три компонента: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект культуры речи- это соблюдение норм литературного языка. Этот аспект считается одним из важных.

Коммуникативный компонент – это прежде всего точность речи, понятность, чистота, логичность изложения, выразительность, эстетичность и уместность. Этот компонент играет решающую роль в достижении целей общения. Соблюдение норм языка, всех правил этики общения не гарантирует создания удовлетворительных текстов. Например, многие инструкции по использованию бытовой техники перенасыщены специальной терминологией, и потому непонятны обычному человеку.

Еще один важный компонент культуры речи - этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения. Этический компонент выражается главным образом в речевых актах - целенаправленных речевых действиях: выражении просьбы, вопроса, благодарности, приветствия и тому подобное. Речевой акт осуществляется в соответствии с особыми, принятыми в данном обществе и в данное время правилами.

Особая область этики общения – явные и безусловные запреты использования определенных языковых средств, например, в любых ситуациях категорически запрещается сквернословие. Под запретом могут находиться интонационные языковые средства – например, разговор «на повышенных тонах».

Техника речи – это сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации.

С. Т. Никольская выделяет следующие составные части техники речи:

1) постановка правильного речевого дыхания;

2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха

Рассмотрим каждую из частей техники речи более подробно.

Дыхание – это рефлекторный акт. Он совершается бессознательно. Но дыхание становится управляемым процессом, когда мы произносим речь. Такое дыхание называется речевым и требует специальной подготовки. Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.

Существует неразрывная связь между дыханием и голосом.

Воспитание красивого, выразительного голоса- дело очень трудоемкое, требующее большого количества времени. .

Укрепление голоса требует развития следующих характеристик: силы, тональности, тембра а также совершенствования полетности голоса.

Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи.

Первое условие хорошей речи- четкая дикция. Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется читать вслух в различном темпе фрагмент какого-либо рассказа по книге.

Интонация- это чередование повышения и понижения голоса.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз (временной остановки в речи, мелодики (изменения голоса в процессе речи по высоте и силе, темпа (количества слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени, изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также пони-мать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техника речи – практический предмет, и только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц.

Каждый человек должен излагать свои мысли точно, ясно и просто. Если речь не ясна, то она не достигает цели.

По словам С. И. Ожегова Высокая культура заключается «…в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть выразительное, и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая, и, следовательно, «стилистически оправданное».

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Владение техникой речи — это фундамент культуры речи
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 16:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Владение техникой речи — это фундамент культуры речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ли (УИ 1400858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД