Елена Авраменко
Консультация «Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, укрепляет мышцы ребенка, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект.
Публикация «Консультация „Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения“» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Слайд 2. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, способствует приобретению знаний в области физической культуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Не зря утреннюю гимнастику называют «Зарядкой». Она создает настрой на весь день: бодрое настроение, поднимает жизненный тонус. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Слайд3 Утренняя гимнастика должна выполняться непосредственно после сна. Но в дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей, утренняя гимнастика проводится по режиму дня. Таким образом, значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. При проведении совместной утренней гимнастики более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.
Цель утр. гимнастики : формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Слайд4 Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Утреннюю гимнастику подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную.
Слайд5 Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности.
Слайд6 Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
Слайд7 После выполнения всех обще развивающих упражнений, дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
Слайд8 Варианты проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней гимнастики :
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др. ;
– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)
Слайд9. Условия проведения. Весной и летом утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (в зависимости от погодных условий). Поздней осенью и зимой в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические требования к месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).
Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять.
Слайд10 Для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности. Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.
Слайд11 Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Основное требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Использование музыкального сопровождения повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме. Проведение основных движений под музыку возможно во всех возрастных группах детского сада. Под музыку иногда проводятся некоторые подвижные игры. Чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, нужно хорошо представлять себе каждое упражнение, понимать его смысл и назначение. Подбор музыки осуществляется музыкальным работником совместно с воспитателем.
Гимнастика пробуждения
Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Слайд 12 Поэтому не только в утренние часы надо проводить гимнастику, но и после сна. Одним из таких видов является корригирующая гимнастика. В обиходе детского сада такую гимнастику часто называют гимнастикой “ пробуждения». Она состоит из физических упражнений, которые помогают организму ребенка проснуться. В практике очень часто используются комплексы корригирующей гимнастики, направленные на коррекцию ортопедических и психомоторных нарушений у детей.
Слайд 13. Гимнастика после сна состоит из нескольких частей:
• Комплекс упражнений для разминки в постели (гимнастика пробуждения)
• Дыхательная гимнастика
• Ходьба по массажным дорожкам
Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика пробуждения происходит под звуки плавной музыки. Музыка вызывающая приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, классическая музыка для детей). Или под словесное сопровождение.
Слайд 14. Дыхательная гимнастика :
• Улучшает носовое дыхание
• Уменьшает заболевания верхних дыхательных путей
• Улучшает состояние сердечно-сосудистой системы
• Ликвидирует различные неврозы
• Улучшает работу органов пищеварения
• Улучшает звучание голоса
Слайд 15. Ходьба по массажным дорожкам
Применяется с целью:
• Создания положительного настроя и заряда бодрости.
• Закаливания организма.
• Профилактики и коррекции плоскостопия.
• Сохранения и укрепления здоровья детей, формирования привычки к ЗОЖ.
Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 10-15 минут. Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
Таким образом, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Слайд 16 Спасибо за внимание