Екатерина Якутина
Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога как способ повышения качества преподавания
Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Различаются традиционный и современный уроки деятельностью учителя и учащегося на уроке.
Учитель призван ненавязчиво осуществлять управление процессом обучения: мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся. Изменились формы организации деятельности учащихся. Результаты работы учителя и школы – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностическая) и в конце обучения (итоговая диагностика). Изменилась система контроля результатов. Отношение «учитель – ученик» можно рассматривать как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное-это построение взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы образования школьника, именно эти идеи, положены в основе тьюторства.
Публикация «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога как способ повышения качества преподавания» размещена в разделах
«Тьютор» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология слова «тьютор» (от латинского глагола tueor – «смотреть», «надзирать»). Тьюторское сопровождение заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего).
Тьюторское сопровождение складывается из четырех основных этапов.
Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. Ученики, которые прошли тьюторскую школу, отличаются большей самостоятельностью, так как событийность (насыщенная, целевая, рефлексируемая) ставит их в состояние преодолеваемой неопределенности, осмысленности действий.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
• диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
• осуществление целеполагания;
• мотивация и вовлечение обучающихся;
• управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
• коррекция деятельности обучающихся;
• контроль выполнения заданий.
Исходя из этого, тьюторство, как педагогическая технология, всё же заслуживает внимания и изучения, так как в ней есть то, что поможет изменить образовательный процесс и сделать его более эффективным и продуктивным.