Елена Никитина
Тревожные дети, работа педагога с ними в условиях санатория
▼ Скачать + Заказать документы
К тревожным детям относятся дети, тяжело адаптируемые к новому месту, к новым условиям, трудно находящие общий язык со сверстниками и со взрослыми, испытывающие чувство страха, гиперактивные. Для маленького ребенка характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий, реакций, поступков. Ребенок целиком во власти чувств. Поэтому возникшее по какой- либо причине чувство страха захватывает его с новой силой и переживается ребенком. Страхи ограничивают ребенка: поведение становится все более пассивным, атрофируется любознательность. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и психическое напряжение, ребенок уходит в себя, возникает скованность. К основным причинам, вызывающим у детей страх относят:
Публикация «Тревожные дети, работа педагога с ними в условиях санатория» размещена в разделах
1. Угрозы, запреты и наказания со стороны взрослых
2. Эмоциональные взрывы несдержанности у взрослых
3. Сцены насилия в семье
4. Культивация у детей тревожного и подозрительного отношения ко всему окружающему
5. Мультипликационная продукция, телевизор, интернет.
Как помочь детям преодолеть чувство страха:
1. Тактично, спокойно разъяснять им несостоятельность причин боязни.
2. не допускать насмешек, иронических и грубых замечаний.
3. Использовать шутки и юмор.
4. Исключить из просмотра передачи и мультфильмы, видеоигры, вызывающие у детей страх и негативные эмоции.
5. Читать художественную литературу.
6. Игротерапия.
К тревожным детям также относятся дети с гиперактивностью. К каким последствиям может привести гиперактивность? В сорока процентов она приводит к нарушению внимания и поведения, в 30 % - она в будущем просто исчезнет. А вот у оставшихся 30 % могут возникнуть тяжелые неврозы, депрессия, тяга к алкоголю и наркотикам.
Ухудшение происходит в возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Низкая успеваемость, постоянная критика со стороны педагогов и родителей приводят к снижению самооценки у таких детей и к усилению тревожности. К невнимательности и гиперактивности присоединяются головные боли, нервные тики, заикание, нарушение сна. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми.
С такими детьми надо проявлять много терпения и понимания. Им нельзя давать одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Необходимо следить за соблюдением ребенком режима и сна. Чтобы использовать энергию, которая бьет ключом, ребенку надо заниматься плаванием, гимнастикой, больше гулять и бегать.
Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения, минимальное количество детей в группе.
Если ребенок провинился, то его можно только критиковать: «Ты хороший мальчик (девочка), но сейчас ты поступаешь неправильно (надо сказать что он (она) делает плохо, надо вести себя так…» Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение ребенка с другими детьми: «Вася хороший, а ты плохой.»
Гиперактивность лечится медикаментозно, но можно ли еще как – нибудь помочь такому ребенку?
1. Не ругайте его, а критикуйте.
2. Больше хвалите его даже за самые маленькие успехи.
3. Меньше давайте ему играть на компьютере и смотреть телевизор.
4. Из его меню лучше исключить какао, шоколад, цитрусовые, газированные напитки.
5. Игротерапия.
Игротерапия является наиболее эффективным методом помощи тревожным детям. Она включает в себя свободную игру ребенка без вмешательства взрослых и игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности, предлагаемые воспитателем. При помощи игротерапии решаются следующие основные задачи:
1. Снижение уровня тревожности ребенка, вызванной новой ситуацией взаимодействия.
2. Снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений ребенка с воспитателем.
3. Получение воспитателем некоторой информации о ребенке, о возможных внешних и внутренних причинах его тревожности путем наблюдения за процессом игры.
Каковы внешние проявления снижения тревожности?
1. Снижение скованности, боязливости в жвижениях и речи.
2. Появление связной речи при ее первоначальном отсутствии.
3. Снижение темпа речи, торопливости, безудержной разговорчивости.
4. Уменьшение нервозных движений: навязчивых потираний рук, кончика носа, покручивание карандашей, бумаги, одежды, волос, почесываний, подергиваний и т. д.
5. Уменьшение отслеживания реакции воспитателя.
6. Снижение физиологических проявлений: уменьшение частоты пульса, дыхания, снижение потоотделения и т. д.
7. Установление контакта с воспитателем.
Нередки случаи, когда ребенок не желает играть в предлагаемые воспитателем игры и отвлекается от свободной игры. Чтобы избежать этого, можно заранее объяснить ребенку, что он может немного поиграть сам, а затем будет играть вместе с воспитателем.
Игры, которые можно предложить тревожным детям для занятия :
1. Для преодоления страха темноты, вместе с ним заходить в темную комнату.
2. «Старшая обезьяна»
Дети встают в круг. В центре круга встает «старшая обезьяна» и показывает движения, а остальные дети повторяют за ней. Затем она выбирает следующего водящего. Должны поиграть все по очереди.
3. «Игра в переодевание».
В центре комнаты лежат разные вещи (одежда, обувь, головные уборы). Желательно, чтобы все вещи легко одевались и легко снимались. По сигналу ведущего за 1-2 минуты нужно одеть на себя как можно больше вещей. Если дети нервничают, время можно увеличить. Необходимо следить за тем, чтобы игра не стала соревновательной – любой соревновательный момент только повышает тревожность и беспокойство. Цель этой игры – снять скованность и напряжение.
4. «Спрятанные проблемы».
Большинство тревожных детей склонны держать в себе свои переживания. Для проведения игры понадобятся коробка или баночка, фломастеры, бумага. В крышке проделывается отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Воспитатель предлагает ребенку нарисовать что или кто его тревожит (пугает, рассказать об этом, а потом бросить рисунок в «почтовый ящик», т. е. спрятать проблему.
Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, а затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) или «спрятать» ее в «почтовый ящик».
После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если он затрудняется с ответом, воспитателю нужно предложить варианты: выбросить, порвать, смять.
4. «Звериные чувства».
Для игры необходим набор картинок с изображением животных. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки и просит назвать основные качества животного, например: зайчик – страх, лев – смелость, лиса – хитрость. Затем воспитатель предлагает проанализировать какую –нибудь житейскую ситуацию и описать свои чувства с помощью картинок. Обговорить, как бы повели себя в этой ситуации другие животные. Основная цель – научить ребенка более точно, более тонко понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.
5. «Вылеплялки».
Игра проводится перед большим зеркалом. В процессе игры ребенок учится распозновать чувства других по их мимике и так же передавать свои чувства. Ребенку предлагается изобразить, какое у него бывает лицо, когда он сердится, боится, радуется и т. д. Во второй части игры ребенок садится перед зеркалом, воспитатель руками «лепит» на его лице мимическую маску. Ребенок должен угадать, какое чувство изображает воспитатель на его лице. Затем можно поменяться ролями – ребенок лепит, а воспитатель угадывает. В конце занятия ребенку говорят: когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение точно улучшиться.
6. «Выключенный звук».
Для игры используют большой макет телевизора с отверстием вместо экрана. Дети по очереди садятся в «телевизоре» и рассказывают какую – нибудь историю о себе. Через несколько минут воспитатель «выключает звук». Ребенок молча объясняет свою историю. Дети должны догадаться о чем он рассказывает.
7.»Бесилки».
Дети свободно располагаются в комнате. Начинает звучать музыка, постепенно громкость увеличивается. Под музыку дети могут двигаться, кричать как им хочется. Во время игры нельзя касаться друг друга и предметов. Через пять минут музыка стихает – дети замирают. Затем снова звучание возобновляется – дети вновь начинают движение. Количество повторов и их продолжительность зависят от степени возбужденности детей и их готовности «выплеснуть» эмоции.
Игротерапия не только позволяет снизить уровень тревожности у детей через овладение ими некоторыми приемами саморегуляции, но и дает возможность сформировать навыки самоконтроля и установить четкие границы поведения.
Для анализа работы с ребенком и наблюдением за изменением его поведения, воспитатель может вести специальный дневник по следующим параметрам наблюдения :
• Демонстрация высокой тревожности. Отказ от подчинения правилам игры.
• Соотношение своих действий с реакцией воспитателя. Исследовательская бессистемная игра.
• Снижение ситуативной тревожности. Снижение исследовательской активности.
• Повышение проявления агрессивности. Уменьшение бессистемных игр.
• Уменьшение агрессивных игр. Попытка установить отношения с психологом.
• Подчинение правилам игр. Максимальное выражение чувств в ходе игротерапии.
• Перенос опыта из игры в реальную жизнь. Сближение форм поведения в игровой и за ее пределами.