Елена Перепелкина
Проект «Организация деятельности творческих объединений педагогов ДОУ в условиях введения профстандарта педагога и ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы к управленческому проекту
«Управленческая модель организации деятельности Творческих Объединений Педагогов ДОУ в условиях введения Профстандарта педагога и ФГОС ДО»
Актуальность: В процессе реформирования Российской системы образования значительно возросли требования со стороны государства и общества к дошкольным образовательным учреждениям.
Публикация «Проект „Организация деятельности творческих объединений педагогов ДОУ в условиях введения профстандарта педагога и ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Анализ сложившейся ситуации в деятельности дошкольных образовательных учреждений, переходящих на работу в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-правового и нормативно-методического обеспечения учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска педагогов; отсутствие мониторинга качества и эффективности.
Важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов.
Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели инновационной методической работы в дошкольном учреждении, направленной на повышение компетентности педагогов. Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются педагогические творческие объединения.
Для реализации данной задачи был разработан управленческий проект
Цель: создание оптимальных условий, в виде организации творческих объединений, для повышения компетентности педагогов.
Задачи:
• Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе опыта творчески работающих воспитателей
• Оказание методической и практической помощи педагогам
• Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта
• Формирование творческого потенциала личности педагога через активное участие в работе, мероприятиях различного уровня
Мы рассматриваем ТОП – как специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Проект стал стратегическим документом, определяющим политику дошкольного учреждения в сфере управления персоналом на ближайшую перспективу - 2 года.
Работа по реализации проекта была построена с учетом трех аспектов:
Социального. Взаимодействие по линии диад «воспитатель-администрация», «воспитатель-наставник»
Психологического. Развитие потребности в самосовершенствовании
Педагогического. Педагогические основы и условия
Проект ориентирован на следующие принципы:
Принцип научной обоснованности и практической применимости Применение научного подхода к повышению профессиональной компетентности с опорой на дошкольную педагогику и психологию
Принцип деятельности заключается в становлении и развитии профессиональных компетенции педагогов в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы;
Принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
Принцип креативности максимальная ориентация педагога на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили работы, раскрывающие сущность понятий структуру готовности педагога к инновационной деятельности (И. Дерновский, В. В. Маркова, К. К. Платонов, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбекова и др.).
Была определена стратегия проекта
• создание нормативно-правовой базы;
• определение содержания работы;
• организация деятельности творческих объединений со стороны руководителя ДОУ, заместителя и модератора каждого ТОП
Разработаны этапы реализации
I этап – аналитико-поисковый
Создание нормативно-правовой базой для организации деятельности ТОП (приказ заведующего на создание; положения; план работы; протоколы заседаний)
II этап – формирующий или экспериментальный
В ДОУ созданы и осуществляют свою деятельность следующие ТОП:
• «ТОП-педагоги» - группа объединяет педагогов первой и высшей
квалификационной категории для осуществления научно-методической, опытно-экспериментальной, контрольно-диагностической, аналитической и инновационной деятельности при решении годовых задач.
• «В школу с радостью» - группа объединяет педагогов, выдвигающих
педагогическую инициативу в организации деятельности по успешной подготовки воспитанников к школе, реализации различных проектов в деятельность ДОУ.
• «Искусство», «Истоки» - группа объединяет педагогов, реализующих
творческий подход к организации методической и воспитательно-образовательной работы в целом, внедрения программ и технологий по художественно-эстетическому направлению.
• «Школа Молодого Педагога» - объединяет группу наставников и
молодых педагогов, оказывает содействие в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности, в реализации потребности начинающих педагогов на повышение своей профессиональной квалификации.
Каждое ТОП является самостоятельным звеном методической работы. ТОП возглавляет один из ее членов (модератор). Состав ТОП-группы может изменяться по усмотрению педагогов, рекомендации администрации. При необходимости ТОП могут объединяться.
Заседания ТОП проводятся в соответствии с планом, на заседаниях ведется протокол, который оформляется секретарем. Обсуждаемые вопросы фиксируются в форме протоколов, с использованием аналитических таблиц, диаграмм, выводов и обобщений, а также рекомендации педагогам ДОУ.
Повышение педагогического мастерства воспитателей через участие в разнообразных формах проведения: (проблемные группы, гостевые обмены, мастер – классы, педагогические мастерские и др.)
III этап – оценочный
Анализ деятельности ТОП представляется на педсоветах и других методических мероприятиях.
Личностно-ориентированной позиции педагога способствует наличие в ДОУ рефлексивно-инновационной среды, которая организуется через составление педагогических таблиц.
Педагогические таблицы применяются при подготовке педагогического коллектива к аналитической деятельности по реализации различных приоритетных направлений работы ДОУ на учебный год, а так же являются инструментом самообразования педагога.
Результативность
Методическое объединение воспитателей дошкольного учреждения функционирует в течение трех лет. За данный промежуток времени накоплен опыт организации заседаний, практический материал, рекомендации. На каждом заседании определялся круг педагогических задач.
• Определен комплекс условий организационного, психологического и
педагогического характера, способствующих более эффективной организации процесса повышения компетентности педагогов;
• Сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических
знаний;
• Повышение количества педагогов, желающих повышать свою
квалификационную категорию
• Вовлечение молодых специалистов в состав ТОП.
Ожидаемый результат (оценка профессиональной деятельности воспитателя на основе профессионального стандарта «педагог»).
• Охват педагогов – 93%
• Количественный уровень сформированности компетенций – 80-90%
• Качественный уровень сформированности компетенций – 46-56%
• Доля педагогов, имеющих квалификационную категорию – до 70%
• Доля молодых педагогов, входящих в состав ТОП – 27%