Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности

Галина Синютина
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Театр – искусство прекрасное. Оно

облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и

доброты. К. С. Станиславский

В настоящее время в связи с новыми задачами, поставленными обществом перед системой образования, проблема речевого развития дошкольников приобретает особую актуальность. В решении задач, связанных с развитием речи дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

Занятия театральной деятельностью способствует проявлению любознательности, усвоения новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости. У ребенка развивается смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Выступления перед зрителями способствуют раскрепощению ребенка и повышению его самооценки.

Участие детей в театрализованных играх способствует также полноценному развитию всех аспектов связной монологической речи и это становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Театрализованная игра помогает стимулировать речь за счет расширения словарного запаса, помогает усвоить богатства родного языка, формируются диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь ребенка. Речь становится более эмоциональной, выразительной и осмысленной.

Исходя из основной цели, мною были сформулированы следующие задачи:

* Стимулирование речевой активности

* Развитие вербальной и невербальной коммуникации

* Формирование коммуникативной функции речи

* Развитие мотивационных стремлений ребенка к исправлению своих речевых дефектов посредством театральной деятельности

* Совершенствование познавательных процессов

* Развитие эстетических и творческих способностей

* Вовлечение родителей и детей к совместной деятельности

* Обучение родителей, как общаться и взаимодействовать с ребенком.

Театрализованная деятельность способствует внедрению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

В этом большую помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

С этой целью мной был организован кружок по театральной деятельности «Волшебный мир театра», который веду уже 6 лет.

В течение учебного года я работаю с детьми в театральном уголке, инсценируя сказки, ставя спектакли, наблюдая за речью детей. Театр помогает сформировать у детей способность принимать себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие недостатки; помогает понять свои чувства, причины поведения.

Театрализованные игры мной планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Дети с помощью воспитателя разыгрывают знакомые сказки, исполняют народные песни, рассказывают детские стишки, показывают небольшие развлекательные сцены. В процессе игровой деятельности используются приемы имитации, артикуляционной и пальцевой гимнастики.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Я учу детей управлять силой голоса, тоном речи, соответствующим характеру, учу звукоподражанию, четкой дикции. После изучения текста начали работу с детьми на движение; я учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса - хитрая, ходит на цыпочках, смотрит в глаза, поворачивает голову в разные стороны, хочет всем понравиться).

В процессе театральной деятельности у детей развивается речевая выразительность, дикция, творчество, интерес к театральной и игровой деятельности, активизируется детский словарный запас, улучшается диалогическая и связная речь. Совершенствуются исполнительские навыки.

Совместная творческая деятельность вовлекает даже недостаточно активных детей в процесс драматизации и помогает им преодолеть трудности в общении.

Организовываю педагогическую работу по развитию детской речи в театральной деятельности в различных формах и провожу как с детьми, так и с родителями.

Участие детей в театральной деятельности вместе с родителями является для всех праздником. Родители получают возможность лучше понять ребенка через совместную драматизацию, произнесение ролей, сочинение сказок. В результате отношения детей с родителями становятся лучше.

Задачи работы по театрализованной деятельности:

- формирование у детей способности выражать свои мысли связно, последовательно;

- развитие навыков активной, разговорной, образной речи;

- развитие диалога, монологической речи;

- совершенствование художественного и речевого исполнительского мастерства детей в различных видах театральной деятельности;

- развитие интонационной выразительности речи.

Перед детьми ставлю цель, оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказать им необходимую помощь, предложить сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театральных играх отражаются персонажи и сюжеты, которые волновали детей, как они проходят через себя характер героев. И я вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяются» комплексы и дети преодолевают страхи. Наблюдение за детьми показало, что такой подход помогает даже самым робким детям справиться с волнением.

Игру-драматизацию называют самым «разговорным» видом театральной деятельности. Целостное воздействие на личность ребенка.

Работа с родителями

Формирование устойчивого интереса детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители-главные помощники. Чтобы привлечь родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

- Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

- Анкета: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

- Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно купить ребенку?».

Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

- Разработка памяток «Домашний театр», «Развитие детской речи посредством театрализованных игр».

- Дни открытых дверей «Мы всегда рады видеть вас!»

Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие учителя - логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре ДОУ.

Для решения этих задач в группе создана предметно-пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагогов, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группе функционирует «Центр театра». Его оснащение периодически пополняется.

«Центр театра»

В группе работает театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, Би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый); маски, шляпы, парики, костюмы, реквизит (носы, очки, усы и т. д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелевая графика; экран; атрибуты для ярмарки (шарфы, ленты, шляпы, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («герои сказок», «что такое сказка?»). Создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

* просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

* драматизация игры (подготовка и воспроизведение различных сказок, стихов, рассказов и потешек);

• речевые игры и упражнения (для развития монологической и диалогической речи);

* придумывание сказок и рассказов на основе детских рисунков;

* составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;

* задания по развитию речевой и интонационной выразительности;

* игры превращения, образные упражнения;

*упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

* театральные этюды;

* отдельные упражнения по этике во время драматизации;

* знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т. д. ;

* показ театрализованных представлений, спектаклей для родителей, педагогов, детей массовых групп.

Инсценирование сказки очень занимательна для детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сцену.

Детская речь становится более выразительной и грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, и в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный эмоциональный заряд от спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Итогом работы за год в старшей группе был спектакль для родителей «Муха-Цокотуха» по сказке Чуковского К. И., а в подготовительной «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена. Просмотр спектаклей нашел положительный отклик у родителей, педагогов и детей. Родители помогали шить костюмы для выступления, малыши делали атрибуты для спектакля (лепили из теста бублики, пирожные, раскрашивали маски и приклеивали цветы).

Таким образом, важным условием для успеха драматизации является глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Театрализованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словарного запаса, развития мышления, воображения, творчества. В заключение нельзя не отметить важность вовлечения родителей наших воспитанников в процесс организации театрализованной деятельности детей. Ведь именно из-за отсутствия внимания у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и других функциональных систем. Родители являются участниками воспитально - образовательного процесса в ДОУ. Поэтому важно работать с родителями в данном направлении. Обращаем внимание родителей на особенности и значение театрализованной деятельности для развития речи детей. Привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.

В результате проделанной работы дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе, улучшили актерское мастерство, речь, стали более открытыми, легкими в общении. Обрели уверенность в себе.

Список литературы

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 1991.–127 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

3. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput83.htm

4. Доронова Т. Н. Играем в театр. – М. : Просвещение, 2004. –125 с.

5. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной детальности. –М. : Сфер2010. –128 с

6. Новикова Т. Театральная деятельность как условие социализации дошкольника // Дошкольное воспитание. 2014.№11.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Творческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленностиТворческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленности Развитие творческой деятельности у воспитанников – одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 10:08
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Синютина (УИ 463128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД