Татьяна Петровна Белоусова
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей для их физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4 г. Бирюсинска
Сообщение на семинар в ДОУ
«Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей для их физического развития»
Подготовила: Белоусова Т. П.
Проведен: 28.03.2014г.
Физкультурно – оздоровительная работа невозможна без системы эффективного закаливания. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, профилактику простудных заболеваний.
В основе закаливания детей используются следующие факторы:
Публикация «Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей для их физического развития» размещена в разделах
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент в режиме дня;
- закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
- закаливание проводиться на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте для организма ребенка.
Прекрасным закаливающим средством является вода, поэтому важны полоскание рта (после каждого приема пищи, обмывание рук от плечевого пояса в холодный период времени, в теплый – всего тела, босохождение (по траве летом, по нестандартным дорожкам, растирание стоп о ковровые покрытия в холодный период времени.
Особую роль в оздоровлении детей играет фитобар для утреннего чаепития в режиме свободного посещения как оздоровительный кабинет.
Коррекционно - прафилактическую работу по предупреждению и исправлению недостатков физического развития целесообразно вводить во все сферы деятельности.
В каждой группе можно оборудовать спортивный комплекс, изготовить много нестандартного оборудования: мягкие модули, дорожки для закаливания, мишени для метания.
Данная работа организуется в соответствии с намеченными задачами по трем направлениям:
-оздоровительное : укрепление здоровья, развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;
-воспитательное: социальное формирование личности с учетом ее фактора развития, воспитания человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;
- образовательное: усвоение систематизированных знаний, двигательных способностей и, в первую очередь, формирование отношения к двигательной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развития физических качеств.
Поэтому работа по оздоровлению начинается утром с гимнастики и оздоровительного бега на улице. Одним из важнейших условий воспитания здорового ребенка является рациональный двигательный режим:
-утренняя гимнастика (5-10минут);
-физкультурные занятия в спортивном зале;
-физкультурные занятия на воздухе;
- игровая двигательная активность на прогулке ежедневно 30 минут (подвижные игры, спортивные игры, хороводы, элементы эстафет, соревнований);
-закаливающие процедуры, упражнения для коррекции плоскостопия ежедневно, дыхательные упражнения;
-занятия в тренажерном зале (по графику);
-физкультурные паузы между занятиями ежедневно;
-физкультминутки на занятии несколько раз в день с использованием дыхательной гимнастики, упражнения для формирования осанки;
-спортивные праздники 2 раза в год;
-дни здоровья 5 раз в год;
-физкультурные досуги 1 раз в месяц;
-занятия в секциях, кружках 1 раз в неделю.
Физическое здоровье детей в детском саду укрепляется такими средствами как:
- физические упражнения;
- закаливание (водные процедуры, воздушные ванны, утренняя гимнастика, бодрящая зарядка, полоскание рта, солнечные ванны, фиточай, сон с доступом свежего воздуха, витаминный чай, кварц, чистка зубов);
- развитие мышечной активности с помощью тренажеров;
- полноценное питание;
- гигиена режима;
- психогимнастика.
При организации закаливающих процедур учитываются следующие факторы:
- регулярность;
- интенсивность;
- комфортность;
- эмоциональная расположенность детей к данным мероприятиям.
Для физического воспитания детей в детском саду организуются:
- физкультурные занятия (занятия – тренировки, занятия – соревнования, сюжетные занятия – зачеты, занятия с элементами корригирующей гимнастики в зале и на спортивной площадке);
-туристические походы и прогулки (по лесу, к реке);
- спортивные игры;
- занятия в тренажерном зале;
- секционно – кружковая работа групп;
- углубленные осмотры детей врачами с комплексной оценкой здоровья;
- использование скрининг – тестов для выявления ранней диагностики заболевания;
- плантогафия для выявления уплощенной стопы и плоскостопия;
- проверка зрения для выявления ранней миопии;
- определение остроты слуха шепотной речью;
В штате ДОУ должны быть предусмотрены должности инструктора по физической культуре и медсестры по оздоровлению.
Перспективы и контроль в современных условиях, и укрепление здоровья заключаются в следующем:
1) Диспансерное наблюдение в соответствии с видом патологических отклонений в состоянии здоровья и развития;
2) Соблюдения режима дня, обеспечение индивидуального подхода к режиму дня в зависимости от возраста и состояния здоровья;
3) Рациональное питание, сбалансированное по основным витаминам, микроэлементам; исключение из рациона продуктов, вызывающих аллергическую реакцию ребенка;
4) Физическое воспитание с дозированием физической нагрузки в соответствии с уровнем развития ребенка;
5) Профилактические прививки.
В оздоровительном блоке выделяются и оснащаются: кабинет для медицинского осмотра детей, процедурный кабинет, изолятор, фитобар, физеотерапевтический кабинет, оснащенный: лампой «солюкс», аппаратом КУФ№5,тепловлажными ингаляторами, кварцевыми лампами.
Медсестра по оздоровлению должна проводить оздоровительные мероприятия, осуществлять контроль за одеждой детей, физическими упражнениями, нагрузками в соответствиями с погодными условиями, контроль за регулярным проведением фитотерапии с детьми всех возрастов.
Связующим звеном между инструктором по физической культуре и родителями должен стать воспитатель, который передает домашнее задание, помогает организовать совместные спортивные праздники.
Используя различные средства физической культуры важно ориентировать воспитателей, родителей на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок: возрастных индивидуальных физических и психических особенностей детей, широкого и умелого применения природных средств закаливания.
Создание условий для физического развития детей
Физкультурно – оздоровительная работа является приоритетным направлением образовательного процесса в ДОУ.
Вариативность реализуемых образовательных программ позволяет использовать различные формы и направления физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом уровня их развития и состояния здоровья.
1. Одной из таких форм является разработанная модель – социально-оздоровительная технология «Лестница – здоровый дошкольник» с учетом современных нормативных педагогических и санитарно –гигиенических требований.
2. Определяются необходимые условия и рациональные виды двигательной деятельности в каждой возрастной группе, разрабатываются два вида оригинальных тематических ширм: «Со спортом дружить – здоровым быть», «Азбука здорового питания».
3. Составляется система физкультурно – оздоровительной работы с детьми.
4. Разрабатывается комплекс сюжетно-ролевых игр со спортивной тематикой.
5. Обобщается педагогический опыт по темам:
a) Психофизическое благополучие дошкольников через осознанное отношение к своему здоровью.
b) Формирование осознанного отношения к своему здоровью через развитие двигательных навыков детей дошкольного возраста.
c) Значение подвижных игр в развитии двигательных навыков у дошкольников через познание самого себя.
Не руководствуясь принципом «Здоровый ребенок – успешный ребенок», невозможно решить проблему воспитания социально адаптированной личности. Осуществление взаимосвязи детского сада и родителей – необходимое условие оздоровления детей.
Одним из основных средств педагогической деятельности является создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ.
Для правильной организации жизнедеятельности ребенка в детском саду, а также в целях выполнения требований СанПиН 2.4.1 1249-03 к медицинскому обеспечению и оценки состояния его здоровья на каждого воспитанника в группе должен быть оформлен листок здоровья.
В нем отражаются следующие сведения:
• Физкультурная группа (основная или подготовительная);
• Основной диагноз (в обязательном порядке, если ребенок состоит на учете в поликлинике по форме №030-Д/у);
• Рост и вес ребенка в начале и середине учебного года (как правило, в сентябре и январе);
• Группа мебели, которая может меняться в течении учебного года в зависимости от роста ребенка.
В основе физического воспитания лежит концепция авторской программы «Здоровый дошкольник», разработанный доктором медицинских наук, профессором Ю. М. Змановским.
Основная форма учебной работы – физкультурные занятия. Физинструктор строит занятия в трех направлениях:
- высокая моторная плотность;
- нетрадиционная форма проведения;
- использование нестандартного оборудования;
- хорошее настроение и радость от общения с детьми.
Целью такой работы является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ, родителей, узких специалистов (физинструктор, медработник) комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма.
Физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ должна быть создана богатая материально – техническая база: оборудован спортивный зал, оснащенный всеми видами спортивного инвентаря, предметами двигательной активности, авторскими нестандартными полифункциональными двигательными игрушками, методическими пособиями, дидактическим материалом.
Укомплектован тренажерный зал по профилактической оздоровительной гимнастике, куда входят:
Простейшие тренажеры:
1. Гантели.
2. Ролики.
3. Массажные мячи.
4. Эспандеры.
5. Диски здоровья.
6. Сухой бассейн.
7. Тренажер «Твист».
Тренажеры сложного устройства:
1. Скамья наклонная.
2. Брусья опорные.
3. Тяга вертикальная.
4. Велотренажеры.
5. Эспандер настенно- напольный.
Должен осуществлять тесный контакт с родителями, учреждения социума по развитию интереса к спорту и здоровому образу жизни.
На территории детского сада благоустраивается и оснащается:
- спортивная площадка с травяным полем, с двухместными беговыми дорожками, гимнастическая стенка, турники, дорожки с препятствиями, бумы, бревна, яма с песком для прыжков, щиты для лазания, метания.
- зоны для спортивных и подвижных игр, оборудованные игротекой.
Большую часть времени ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно организуется режим детей, зависит сохранение их здоровья.
В обязанности инструктора по физическому воспитанию входит :
- подбор упражнений для физкультминуток, бодрящей гимнастики, игр между занятиями;
- оборудования уголка в каждой группе;
- организация совместно – самостоятельной двигательной активности детей в группе (и на прогулке)- «динамический час» в течении дня;
- оформление рекомендаций, папок – передвижек, тематических ширм и другой информации для родителей.
Основными проблемами в совместной деятельности педагогов и медработниками ДОУ являются:
1. Физическое состояние детей.
2. Оптимизация двигательного режима детей.
3. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности.
4. Профилактика заболеваний.
5. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Разрабатывается система мероприятий оздоровительной работы :
1. Фитотерапия (травяные чаи, отвары, настои).
2. Фитонцидотерапия (вдыхание через носовые ходы фитоцидов чеснока лука).
3. Витаминизация третьих блюд.
4. Закаливающие мероприятия.
5. Гимнастика: лечебная, утренняя, бодрящая.
6. Проведение профилактических прививок.
7. Физиотерапевтическое лечение :
- соллюс;
- КУФ;
- общий массаж;
- точечный массаж по Уманской;
- согревающие тепловые процедуры.
В физическом воспитании детей в ДОУ должны использоваться современные рекомендации и технологии, такие как программа «Театр физического развития и оздоровления дошкольников» Н. Ефименко.
Старшая медицинская сестра должна:
- систематически проводить контроль за физкультурными занятиями, вычисляя общую и моторную плотность;
- вести запись в протоколе занятия с физиологической кривой;
-осуществлять контроль за соблюдением режима дня в детском саду;
-доводить результаты до сведения родителей через групповые информационные блоки и рекламный стенд детского сада.