Путря Ольга Сергеевна
Сказка в режимных моментах (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему : "Сказка в режимных моментах"
Мы выстраиваем образовательный процесс в работе с детьми, используя принцип интеграции образовательных областей. И здесь сказка снова приходит нам на помощь. Реализуя содержание образовательной области «Познание» мы используем сказку с целью оптимизации образовательного процесса. Посредством сказки можно закреплять различные математические понятия, знакомить детей с геометрическими фигурами: мы шифруем, моделируем сказки, прячем героев в фигурки, которые можно угадывать по форме и величине, таким образом готовя дошкольников к математической деятельности со знаками и числами. Так, например, в некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности - в названии: «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Публикация «Сказка в режимных моментах (из опыта работы)» размещена в разделах
• Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения мы предлагаем детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами. Широко используем сказки при формировании целостной картины мира: из народных и авторских сказок дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т. д. Включаем сюжеты сказок в различные режимные моменты : умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбираются с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.
С изменение возрастного ценза воспитанников арсенал методов и приёмов пополняется. Так, в работе с детьми старшей и подготовительной группы используем:
• Игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.
• Игры-задания «Вопрос-ответ».
• Для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо».
• Постановка проблемных вопросов - «А если бы наступила весна?», «А если бы погасло солнце?»- позволяет поставить ребёнка в позицию исследователя.
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Сказка- это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - язык сказки.
Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:
• обучение ребёнка дошкольного возраста опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности;
• повышение качества освоения Программы по направлению «Познавательно-речевое развитие»;
• формирование ряда интегративных качеств личности, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении.
При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.