виктория псанукова
Консультация «Роль воспитателя в развитии СРИ детей старшего дошкольного возраста» на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей
старшего дошкольного возраста»
Все помнят мультсериал «Маша и медведь», где главная героиня бегает за
Медведем и кричит: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!» По замыслу
авторов, видимо, медведь являет собой образ воспитателя, не желающего
играть с ребенком.
А между тем с введением ФГОС детский сад возрождает свои добрые
традиции, прежде всего, возвращается игра как ведущий вид деятельности.
Публикация «Консультация „Роль воспитателя в развитии СРИ детей старшего дошкольного возраста“ на педсовете» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
предполагают. построение вариативного развивающего образования.
через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение
игрового времени и пространства» (п. 3.2.5.)
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит
ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать,
различать те или иные геометрические фигуры. Результат очевиден - дети
лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не
обойтись, но его место - второе, на первом должна стоять игра.
По мнению В. М. Григорьева, современные дети «стали играть не меньше,
а хуже». В настоящее время, при отсутствии дворов, старших сестер и
братьев, кто, как не воспитатель, должен познакомить детей с интересными
играми! Общепринятым стало утверждение "Необходимо учить детей
играть" И педагог учит: задает тему, строит игру, распределяет роли,
развивает сюжет, оценивает действия детей. Таким образом,
самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком
прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный
для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий,
дети воспроизводят его, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры
перестают вызывать интерес у детей.
Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра
выполняла свои обучающие и развивающие функции?
у спешность сюжетно - ролевой игры зависит от организационной
деятельности педагога.
Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать,
воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже
не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить
детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой.
Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в
процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести
нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие,
свободно оперировать элементами игровых сюжетов - событиями,
персонажами (ролями, их действиями, уметь с детьми каждого возраста
развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком
новых игровых способов, умений.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так,
чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с
обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого, можно
выделить три группы методов:
1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями,
представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения,
экскурсии, встречи с людьми разных профессий; чтение произведений
художественной литературы; беседу - рассказ с использованием
иллюстраций,фотографий,картин,репродукций;инсценировки
литературных произведений; этические беседы, презентации, участие детей в
проектах.
II группа методов. Методы, способствующие становлению и развитию
игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное
участие воспитателя в творческой игре, исполнение ведущей или
второстепенной роли. Кроме того педагог помогает детям в реализации
знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов,
подбора игрового материала, беседы - разговора по поводу замысла игры,
распределение ролей, подведения итогов.
III группа методов связана с обучением детей конструированию из
строительного материала, обыгрыванию построек и изготовлению игрушек.
Это совместное с детьми конструирование построек, рассматривание образца
воспитателя, показ приемов конструирования, использование фотографий
детских построек, схем и рисунков построек.
Н. я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы
организации сюжетно - ролевой игры в ДОУ.
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает
позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым
ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет
инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного
детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы
дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее
построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства необходимо при формировании игровых умений одновременно
ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на
пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.
Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной
игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом,
игрушками. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем,
местом и материалом для самостоятельной игры.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их
самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны
взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры
(индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что
в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».
Рассмотрим некоторые приемы на примере игры «КОСМОС» в
ста ршей группе.
Но сначала я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, описанную Д. Б.
Элькониным.
Анализ ситуации (Экспериментальная ситуация, описанная Д. Б.
Элькониным)
«Воспитатель подготовительной группы организовала для детей
экскурсию в зоопарк, в ходе которой знакомила ребят с разными животными
- с их внешним видом, повадками, образом жизни т. д. По окончании
экскурсии она побеседовала с детьми о тех животных, которых они
наблюдали в зоопарке, ввела в группу игрушки этих животных, ожидая, что
они начнут играть в «Зоопарк». Однако дети ни в первый, ни в последующие
дни в запланированную воспитателем игру не играли.
Тогда воспитатель повторила экскурсию в тот же зоопарк. Но в ходе
второй экскурсии она знакомила детей не только с животными, но и с
деятельностью сотрудников зоопарка: кассир продает билеты, контролер их
проверяет и пропускает посетителей, сотрудники, которые осуществляют
кормление и уход за животными, ветеринар лечит заболевших животных,
ставит им прививки, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.
д. В этот же день дети организовали игру в «Зоопарк» в группе Постепенно в
игру вводились новые персонажи, усложнялся сюжет»
- Как вы думаете, почему игры не получилось после первой
экскурсии?
Первая - это сфера предметов (вещей, как природных, так и созданных
руками человека; вторая-сфера деятельности людей и их отношений.
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у
ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое
ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например,
наблюдение за растениями, явлениями природы, животными, транспортом,
машинами развивают у детей представления об окружающем, но
существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и
развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с
окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки,
отношения (человек ухаживает за животными, кормит их, лечит; заботится о
других людях, управляет транспортом и т. п.)
Поэтому на подготовительном этапе мы старались больше беседовать
об игровых действиях каждой роли:
- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит
связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
- космонавты - летят в космос, выполняют приказы капитана корабля,
выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;
- инструктор по полёту - руководит полётом С космодрома;
- инопланетяне - наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в
контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько
инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;
- репортёры - ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в
конференции;
- мед. персонал - проводят мед. обследование команды корабля и
инопланетян;
- родственники - провожают и встречают космонавтов, организуют
концерт, участвуют в репортажах.
- бортинженер - внимательно следит за показаниями приборов пульта
управления полётом и стыковки.
- диспетчер - принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.
Немало важную роль играет обогащение речи детей ролевыми
диалогами.
Например:
Руководитель полета:
- Космонавты, занять свои места!
Командир корабля:
- Есть занять свои места!
Руководитель полета:
- Пристегнуть ремни!
Командир корабля:
- Есть пристегнуть ремни!
Руководитель полета:
- Экипаж к полету в космос готов?
Командир корабля:
- Экипаж готов к полету в космос!
Руководитель полета:
- Внимание! До пуска осталось 5 минут. 5-4-3-2-1 Пуск!
Командир корабля:
- Есть «пуск»! 2 минуты - полет нормальный! 5 минут - полет
нормальный!
Руководитель полета:
- Внимание! Внимание! Доложите, что вы видите.
у воспитателя всегда должны быть наготове несколько вариантов
развития игры : поломка корабля, заболел космонавт, выход в открытый
космос, встреча с инопланетянами.
На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети
сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
к пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно -
ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что
же нужно для дальнейшего развития детской игры? Одна из линий развития
сюжетной игры старшего дошкольника - игра-фантазирование.
По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в фгос-
инициативность.
и что лучше, чем игра - фантазирование сможет развить воображение,
творчество, инициативность? Как писал л. с. Выготский, «игра ребенка не
есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка
пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой
действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
В игре на тему «Космос» пространство для фантазии безгранично. Выйдя
про гуляться по планете, с нами могут произойти встречи с неземными существами, удивительные приключения. Но чтобы сюжет оказался
завершенным, надо правильно построить работу с детьми. В этом мне
помогает программа ТРИЗ.
Раздел пособия NQ 4 "Обучение дошкольников составлению текстов
сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной
деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки
различных типов. Предлагаются различные модели составления сказок:
• модель составления сказки с помощью метода "Каталога",
• модель составления сказки с помощью метода "Морфологического
анализа"
,
• модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора",
• модель составления сказки с помощью метода "Волшебного
треугольника"
• модель составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов
фантазирования)
я пользуюсь такой моделью сочинения сюжета:
Жил - был Кто?
Он был Какой?
Герой пошел Куда?
Встретил там Кого?
Сделали вместе Что?
Узнали О чем?
Вместе пошли Куда?
Все закончилось хорошо.
Игра продолжается 10-15 минут. Воспитатель должен вести игру
эмоционально. В таких играх присутствуют и наблюдатели, которые
частично усваивают умения. От сказочных сюжетов можно перейти к
реальным событиям из жизни. Полученные умения ребенок использует в
самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.
Очень важно правильно закончить игру. Ряд исследователей проблем
детской игры придерживаются мнения, что педагогическая ценность игры в
значительной мере зависит от обеспечения возможности «доиграть», то есть
не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена (корабль
«приплыл» в порт, космонавты «приземлились» и т. д.). В противном случае
у детей остается чувство неудовлетворенности, неразрешимого напряжения,
которое может препятствовать формированию ценных нравственных
мотивов и свести на нет все положительные воздействия игры на личность.
Нельзя забывать про последний этап - оценка игры. У знать мнение детей :
что понравилось, что нет. Как будем играть в следующий раз.
Так, возвращаясь из космического путешествия, нас встречают
журналисты. Расспрашивают нас о том, что интересного мы видели, как наше
самочувствие и т. п.
Если ребенок организовал игру на определенный сюжет, значит,
полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный
отклик. Значит, вы все сделали правильно!