Елена Мешкова
Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС дои ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1 ФОП ДО – это новая федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. Разработчики Федеральной программы существенно расширили содержательный раздел документа.
Слайд №2 Цель ФОП: «Всестороннее развитие и воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речевого развития дошкольник познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО п. 2.6.) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Слайд №3
П. 2.6. ФГОС ДО
Область "Речевое развитие" включает:
- владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
- ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература, формирование их осмысленного восприятия;
- развитие речевого творчества;
- формирование предпосылок к обучению грамоте.
Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «не только овладение языковыми нормами (фонетическими, грамматическими, лексическими, но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении, развитие коммуникативных способностей детей».
Рассмотрим формы работы речевой деятельности ФОП ДО
Слайд №4 Виды детской деятельности по ФОП ДО
Ранний возраст от 1 года до 3 лет
Речевая деятельность
Формы работы:
– понимание речи взрослого;
– слушание и понимание стихов;
– активная речь
Слайд №5 Виды детской деятельности по ФОП ДО
дошкольный возраст от 3 лет до 8 лет
Речевая деятельность
Формы работы:
– слушание речи взрослого и сверстников;
– активная диалогическая и монологическая речь;
Слайд №6 п. 20.8 ФОП ДО говорит нам о том, что Решение задач воспитания и обучения направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
Слайд №7 Задачи образовательной деятельности с детьми по речевому развитию делят по направлениям.
В раннем возрасте делится (1-2 года) на:
1. Развитие понимания речи
2. Развитие активной речи
В дошкольном возрасте (3-7 лет) на:
• формирование словаря (обогащение и активизация)
• звуковая культура речи
• грамматический строй речи
• связная речь
• подготовка к обучению грамоте (с 3-4 лет)
• интерес к художественной литературе
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности.
В практике по развитию речи используются следующие методы:
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
- Чтение и рассказывание художественных произведений;
- Заучивание наизусть;
- Пересказ;
- Обобщающая беседа;
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
- Дидактические игры;
- Игры-драматизации;
- Инсценировки;
- Дидактические упражнения;
- Хороводные игры.
Также для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Таким образом, Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Его цель – подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач.
В результате, к концу 7 года жизни ребенок ведет диалог со взрослыми и сверстниками, может организовать детей на совместную деятельность; задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству; в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника; успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр; речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов; проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы.