Татьяна Лаврова
Развитие изобразительных способностей и творчества у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие изобразительных и творческих способностей у детей — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста ребёнка, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.
Публикация «Развитие изобразительных способностей и творчества у детей раннего возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.
Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку — одно из главных условий успешного воспитания и обучения.
Не стоит ограничивать детскую свободу и раскованность. Пусть занятия по рисованию и лепке станут для малыша интересным средством познание окружающего мира.
Дети раннего возраста только начинают знакомиться и действовать с различным изобразительным материалом. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно дер-жать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обу-чения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии, кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей — прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.
Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.
Занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого — научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность
Педагог должен стремиться, эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.
Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Приемы оказания помощи могут быть разными: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение. Можно использовать иллюстрационный материал, предварительное рассматривание, наблюдения и т. д.
Пользоваться приёмом «показ» надо очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изображения. Максимально побуждайте детей к самостоятельному нахождению различных способов изображения. Всячески поощряйте за оригинальное и своеобразное решение.
Показ должен содействовать проявлению умственной, эмоциональной, речевой, двигательной активности детей, индивидуальности каждого ребенка, развитию его творческих качеств и художественно творческих способностей. Он должен заставлять ребенка всматриваться, наблюдать за окружающими объектами, будить фантазию, воображение, творческое мышление.
Также для развития у ребёнка творческих способностей, фантазии, воображения, мы используем различный изобразительный материал : краски, карандаши, фломастеры, мел. Используем разные техники рисования: пальчиком, ладошкой, кистью, печаткой, палочкой на земле, снеге, мелом на асфальте. После дети сами будут выбирать способ изображения. Учим малышей находить сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами. Готовые детские рисунки мы не убираем, а вывешиваем для просмотра родителями.
Важным видом изобразительной деятельности является лепка, в процессе которой происходит развитие у детей чувств, восприятия и представления.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
На занятиях лепкой мы знакомим детей с пластилином, солёным тестом, их свойствами.
Учим детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их, друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.).
Учим раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники, украшать их. Учим соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т. п.)
Помимо отдельных фигур, мы создаё м с детьми картины из пластилина: «Мозаика», «Дерево» и др.
Приучаем детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.
Для того чтобы развить у детей творчество, воображение, эстетические чувства, мы показываем малышам разные способы лепки. Например, для того чтобы слепить гусеницу, можно скатать колбаску и налепить на неё глазки, а можно собрать гусеницу из шариков. Разными способами мы изображаем и пластилиновые картины. Отщипываем кусочки пластилина и лепим их на картон; а можно расплющить пластилин или тесто, а из него формочкой вырезать какую-либо фигуру и прилепить её на плотную бумагу.
Украшаем готовые поделки семенами, крупой, пластилином или тестом другого цвета. Создаём композиции из ранее вылепленных детских работ.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Занятия рисованием, лепкой доставляют большое удовольствие малышам, здесь они отражают не только то, что видят вокруг, но имеют возможность проявить собственную фантазию. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Поэтому мы рисуем и лепим с детьми и в свободное от занятий время.
Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем.