Наталья Голева
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Голева Н. И
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В. А. Сухомлинский.
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Перед педагогом стоят определенная цель и задачи, решать которые он призван систематично и целенаправленно с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и психофизических особенностей детей дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ: изучить развитие художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть проблему развития художественных способностей детей дошкольного возраста в научно-методической работе.
- разработать образовательную деятельность в соответствии с применение новых форм организации изобразительной деятельности.
Развитие художественно – творческих способностей – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей. Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей; приобщение к искусству. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что – то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
В творческой деятельности формируются психические свойства и способности. В ходе деятельности, организуемой и направляемой взрослым, происходит усвоение ребенком разных форм общественного опыта, накопленного человеком. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера.
Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка – дошкольника, является художественно – творческая деятельность, в том числе – продуктивная, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Продуктивная деятельность – это «созидательная работа, направленная на получение предметно – оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетический вкус. Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности дошкольников.
Необходимыми условиями художественного творчества дошкольников,является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно – дидактических игр. Можно предложить детям такие игры как «На что похожа?», «Волшебные кляксы», «Найди половинку», «Дорисуй», «Познай себя» и др. Также можно предложить детям выполнить творческие задания: «Смотри внимательно», «Живой натюрморт», «Портрет художника», «На что похожи облака», «Найди цвета, которыми нарисован петушок», «Дорисуй половинку фигуры» и др. Обучение творчеству невозможно без обучения техническим навыкам. Поэтому нужно знакомить детей с тремя основными формами создания образа – линией, цветом, композицией. Также развитию творческих способностей способствует использование разнообразных материалов и нетрадиционные техники рисования.
Развитие творчества во многом зависит от организации предметно – развивающей среды в группе. Для этого в группе детского сада должны быть созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда : кисти, карандаши, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, поролон, пряжа, бросовый материал и др.
Имеющийся материал должен быть расположен так, чтобы дети моги свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, то что они делали на занятиях, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Но главное в том, чтобы и форма, и содержание образовательной деятельности были разнообразными, чтобы у дошкольников не возникало ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идей и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира.
Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Чтобы ребёнок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.
При проведении творческой деятельности нужно, прежде всего обратить внимание на атмосферу, на них недопустимы педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Еще С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны».
Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т. д. Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому. При работе с ними педагогу следует:
- быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой - если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать (как это обычно и делается на занятиях, им потребуется определенное время для того, чтобы перестроиться на выполнение нового задания;
- не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее пятисекундной паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости;
- показывать и доказывать свою заинтересованность, готовность помочь; стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности, совместное эмоциональное переживание и т. д.
Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее при комплексной работе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.