Любовь Алексеевна Яровая
Доклад «Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач воспитателя Центра сопровождения и развития ребенка является развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника.
Одним из этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовка к письму.
Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Публикация «Доклад „Подготовка детей к письму, Роль пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, графические навыки.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.
При обучении письму возникают противоречия между психофизическими особенностями ребенка- его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др. – и дидактическими задачами.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует целая система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому виду деятельности.
Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие виды упражнений:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- завязывание и развязывание лент;
- плетение из ниток;
- завязывание узелков;
- перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;
- всасывание пипеткой волы из стакана;
- пересыпание мелких круп;
- специальная гимнастика для рук.
Особое место в системе упражнений занимают пальчиковые игры.
Пальчиковые игры активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.
Парные и групповые упражнения с пальцами улучшают у детей телесное, невербальное общение, а также контакты со сверстниками и взрослыми.
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну третью всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне. Тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Поэтому, пальчиковые игры очень важны для ребенка.
Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Пальчиковые игры проводятся и в повседневной жизни детей и на занятиях во вводной части или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха.
Пальчиковые игры развивают внимание, координацию движений. Они как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.
Обследование мелкой моторики и осязания.
1. Проверяю кинетический праксис.
Задания.
Нарисуй прямую линию, круг, овал, ломаную линию, прямоугольник (обращаю внимание на то, как ребенок держит карандаш; какая получается линия- тонкая или с нажимом, прерывистая или сплошная; соединяет ли он линии при изображении геометрических фигур).
2. Проверяю кинестетический праксис. (способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия)
Задания.
Покажи пальцами «козу» и «зайца»; коснись каждым пальцем, начиная с мизинца, большого пальца по два раза (липкие пальчики). Упражнения выполняются правой и левой рукой.
3. Работаем с бумагой.
Задания.
Разрежь ножницами лист бумаги, вырежи круг (наблюдаю за тем может ли ребенок держать ножницы, менять напряжение мышц на расслабление). Оборви лист бумаги (смотрю, скоординированы ли движения обеих рук).
Пальчиковые игры.
Идут четыре братца навстречу старшому
- Здравствуй, большак,
- Здорово, Васька- указка,
- Мишка- середка,
- Гришка- сиротка,
Да крошка- Тимошка.
Тяни холсты.
С помощью рук дети изображают раскладывание и складывание холста и приговаривают.
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай
Тяни холсты, тяни холсты
На рубашечку, на столешничек.
В гости.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому (пальцы обеих рук соединяют друг с другом как крыша)
Указательный и средний
Безымянный и последний
Сам мизинчик- малышок
(называемые пальцы прижимают друг к другу)
Постучался на порог
(сжимают пальцы в кулак и стучат ими друг о друга)
Вместе пальчики- друзья
Друг без друга им нельзя
(ритмично сжимают пальцы в кулак).
Динамическая пауза.
Новоселье.
Динь- дон, динь- дон (руки на поясе, наклоны)
Гномы строят новый дом (кулак на кулак)
Красят стену, крышу, пол (руками красим)
Прибираем все кругом (метем метлой)
Мы к ним в гости придем (шаги на месте)
И подарки принесем (вытянуть руки вперед, ладони вверх).
Литература.
1. Рудина М. С. Страна пальчиковых игр.
С- Петербург, 1997г.
2. Безруких М. М. Тренируем пальчики.
ООО «Дрофа» 2000г.
3Журнал «Дошкольное воспитание» № 4- 1996г. Федосова Н.
«Готовим ребенка к письму».
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5-2000г. Щеповских Е.
«Развитие мелкой моторики».
5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6- 2002г. Гареева Н.
«Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».
6. Журнал «Дошкольное воспитания» № 10- 2000г., № 1- 2003г
«Пальчиковые игры»,