Людмила Майорова
Программа кружковой работы «Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Бурятия, Кабанский район, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 .Кабанск»
ПРОГРАММА кружковой работы «Подготовка руки к письму»
Педагог-психолог Майорова Л. П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие мелкой моторики является необходимой частью системы дошкольного воспитания.
Публикация «Программа кружковой работы „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Уже давно известно, какие блага несет моторика руки : это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!
По мнению М. М. Кольцовой «систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Цель программы – развитие мелкой моторики и координации движений руки, развитие навыков ручной умелости.
Задачи:
1. Развитие ручной умелости, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений
В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж и обучение детей самомассажу рук;
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.
Методы и приемы.
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают : лепка из пластилина, соленого теста, полимерной глины, мозаичная аппликация из бумаги, ткани, яичной скорлупы, ручной труд, бисероплетение, работа с бумагой (оригами, пазлами, мозаикой и т. д.
В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования. Рисуя, дети тренируют свою руку для письма. Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования, например, рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно. «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет штриховка. Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы.
На занятиях создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга
Примерный перспективный план занятий
Тема Программное содержание материал
«Умкины помощники»
(игры с крупой) Вызвать желание помочь Умке выполнить домашние дела. Развивать тактильные ощущения, мелкую мускулатуру, зрительное восприятие (сортировать крупы, раскладывать в разные тарелочки, пересыпать в баночки, откапывать мелкие предметы в крупе). Крупы: гречка, рис,фасоль. Мелкие игрушки
«Подарок для Умки»
(работа с семенами) Учить выкладывать узор из разных семян, косточек, вдавливать семена в пластилин поочередно каждым пальчиком вращательными движениями. Семена тыквы, арбуза, косточки вишни, сливы, крышки, пластилин, тарелочки
Игры с песком, манкой Учить рисовать пальцами по песку, манке. Развивать тактильные ощущения, свободные движения мелких мышц руки, точные движения пальцев. Коробка на каждого ребенка с манной крупой, окрашенной в разные цвета
«Красивые бусы, браслет»
(лепка из соленого теста, полимерной глины, пластики) Учить детей лепить из соленого теста. Укреплять мелкие мышцы кисти. Учить нанизывать бусинки на шнурок, завязывать узлы на шнурке, аккуратно раскрашивать бусы. Соленое тесто, спицы, салфетки. Шнурки, краски, кисти.
Работа в тетради «Байкальская мозаика» (графические упражнения) Развивать точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учить проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии, зигзагом. Учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Учить регулировать силу нажима на карандаш. Рабочая тетрадь «Байкальская мозаика» на каждого ребенка, цветные карандаши.
Оформление открытки к 14 февраля (из бумажных комочков) Продолжать учить скатывать аккуратные бумажные комочки большим и указательным пальцами. Бумажные цветные салфетки, клей, картон цветной, готовые шаблоны открыток.
«Рамка для фотографий»
(мозаичная аппликация из яичной скорлупы) Тренировать навык приклеивания мелких деталей, учитывая их форму. Картон, яичная скорлупа, клей ПВА
«Разноцветные коврики»
(из бумажных комочков) Учить скатывать комочки из бумажных салфеток большим и указательным пальцами. Выкладывать узор на круглой основе. Бумажные цветные салфетки, круглые основы из картона, клей.
«Новогодняя елка» (мозаичная аппликация) Учить выкладывать мелкие детали на елке, соблюдая принципы мозаичной аппликации. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем. Картон, шаблон елки, мелкие детали, клей.
«Заснеженная елочка» (работа с бисером) Учить детей нанизывать мелкий бисер на проволоку с учетом рисунка. Бисер цветной, проволока.
«Подарок для мамы» (объемная аппликация на открытке) Учить создавать композицию из цветов и бабочек на открытке. Тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей (бабочки, цветы). Цветной картон, клей, готовые детали – бабочки, цветы, поролон, карандаш с резинкой.
«Бабочка» (бисероплетение) Продолжать учить детей нанизывать мелкий бисер на проволоку с учетом рисунка. Бисер цветной, проволока.
«В гостях у Умки»
(графические упражнения, раскрашивание) Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений, внимание. Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. Учить регулировать силу нажима на карандаш. Раздаточный материал «Самолеты за облаками», «Проплыви по опасной реке», «Обойди чудовище», книжки-раскраски, цветные карандаши
«Цветок» (аппликация из ткани в технике кинусайга) Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка, закреплять ткань на основе с помощью зубочисток. Кусочки цветной ткани, зубочистки, простой карандаш, основа.
Картина, выполненная в салфеточной технике Учить детей скручивать салфетки в нитки, приклеивать нитки к картону, создавая из них выбранное изображение. Цветные салфетки, клей, цветной картон, влажная ткань.
Ожидаемые результаты:
Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развита ручная умелость, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.