Моисеева Оксана Николаевна
Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией
Стертая дизартрия - одно из самых распространенных нарушений речи в детском возрасте, при котором основным в структуре дефекта речи является стойкое нарушение фонетической стороны речи.
Звукопроизношение у детей со стертой дизартрией имеет следующие особенности :
1. Отсутствие в речи определенных звуков и замена звуков.
Публикация «Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах
Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо, [с], [ш] - [ф], вместо, [р], [л] - [л’], [й], вместо глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) звуки заменяются звуками [т], [т’], [д], [д’]. Отсутствие звука или его замена на другой на основе артикуляции создает условия для смешения соответствующих фонем.
2. При смешивании звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс образования фонемы не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам, приводят к их спутанности при чтении и письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа - до 16 - 20. Чаще всего свистящие и шипящие ([с]-[с’], [з] - [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); [т’] и [д. ’]; звуки [л], [р], [р’]); звонкие заменяются парными глухими; пары мягких и твердых звуков недостаточно противопоставлены; нет согласного [й]; гласный звук [ы].
3. Замена группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух и более близко расположенных артикулирующих звуков произносится слегка нечеткий звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] смягченное [ч].
4. Непоследовательное использование звуков в речи. Некоторые звуки ребенок произносит правильно изолированно, по инструкции, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок произносит одно и то же слово в другом контексте или при повторении произносит его по-разному. Оказывается, у ребенка заменяются звуки одной фонетической группы, искажаются звуки другой. Эти нарушения называются фонетико-фонематическими.
5. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может произносить от двух до четырех звуков искаженно или говорить правильно, а на слух он не может различить большое количество звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать недоразвитие фонематических процессов.
Причиной искаженного произношения звуков чаще всего является недостаточное формирование артикуляционной моторики или ее нарушение.
Ведущими в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются нарушения фонематического компонента речевой функциональной системы. Отклонения в формировании звуковой стороны речи не ограничиваются только звукопроизношением и часто затрагивают слоговую структуру слова, усвоение которой играет большую роль в общей картине ее формирования. Отдельные звуки начинают выполнять свою фонематическую функцию только в тех словах, когда слоговая структура оказывается доступной для ребенка. В передаче ребенком звукового состава слов на первом месте следует рассматривать усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков. В процессе усвоения слоговой структуры слова детьми наиболее часто встречается явление слоговой элизии, которое не зависит от качества согласных и гласных звуков, составляющих слог; от месторасположения согласного в слове; от морфемного его состава. Главным механизмом, регулирующим сокращение слова, является его акцентная структура, т. е. распределение слогов по месту в слове по отношению к ударению. Как правило, ребенок сохраняет ударный слог, выступающий звуковым центром слова. Возможности сохранения других слогов определяются степенью их редуцированности, местоположением в слове, произносительными возможностями ребенка, артикуляционными особенностями согласных звуков, фонетическим контекстом.
В зависимости от характера овладения звуковой системой речи различают: «звуковых» и «слоговых» детей. «Слоговые» дети стремятся, прежде всего, воспроизвести слоговой контур слова, его ритмико-мелодическую структуру, не заботясь о качестве звуков, его составляющих. Дети, принадлежащие к «звуковому типу», стремятся не расширять слоговой цепочки до тех пор, пока те добьются определенной точности артикуляции звуков. Эти дети осваивают слово по частям, в то время как дети слогового типа сразу же стремятся воспроизвести его как целое.
При исследовании данной речевой патологии были обнаружены различного рода искажения звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией : пропуски согласных звуков при стечении; замены согласных при стечении и без стечения; пропуски слогов; перестановки звуков и слогов; добавления гласных и согласных звуков, слогов.
Таким образом, у детей со стертой дизартрией наблюдаются как нарушения количества и последовательности слогов, так и нарушения структуры отдельного слова. Нарушение структуры слова проявляется в основном в ее упрощении. Самыми распространенными у таких детей были пропуски и замены согласных при стечении. Реже встречаются добавления звуков в слог («движение – вдвижение»; «аквариум – акрвариум»; «кочерыжка – крочерыжка»). Упрощение стечения согласных в именах прилагательных, числительных по проявлениям были более разнообразными, чем в именах существительных или глаголов, что, возможно, обусловлено более сложной звукослоговой структурой («внучата – научата»; «взглянуть – зглянуть»; «обыкновенный – обыковенный»; «художественный – художнестный»; «девятнадцать – девянацать»). Пропуски согласных наблюдаются как в стеченьях, находящихся в начале и конце, так и при стечении согласных в середине слова. При этом наибольшую трудность представляют стечения согласных, стоящих в начале слова («внимание – нимание»; «скворечник – кворечник»; «квоздика – воздика») по сравнению со стечением в середине («трудность – труность»; «обыкновенный – обыковенный»). Произнесение различных стечений зависит не только от их места в слове, но и от их качества, их фонематического состава. Наименьшее количество сокращений наблюдается при воспроизведении стечений в середине слова, когда вторым звуком стечения являлся смычно-взрывной звук («звездочка», «простор»). Наличие смычного звука облегчало ребенку распределение этого стечения между двумя соседними слогами, поскольку наличие взрыва очень четко разграничивало смычный согласный от соседнего гласного.
В начале слова наиболее благоприятным являлось сочетание, где первым его компонентом был смычный, а вторым – сонорный звук («бродить», «простор», «глубина»). Следует отметить, что чаще при искажении стечений согласных в начале слова наблюдается пропуск первого звука стечения («внучата – нучата»; «скворечник – кворечник»; «сделанный – деланный», реже второго («специалист – сециалист»). Пропуски наблюдаются как в стечении согласных с различным местом образования, так и в стечения согласных одного места образования.
Характерным для искажения стечений согласных в конце слова является пропуск последнего согласного («машинист – машинис»; «специалст – специалис»; «шесть – шесь»; «способность – способнось»; «столб – слол»). Больше всего искажений отмечалось в сочетании фрикативных звуков С, СЬ со смычными Т, ТЬ.
При стечении согласных в середине слова часто наблюдается пропуск, как первого, так и второго согласного звука стечения. При воспроизведении стечений согласных детьми часто наблюдается замены согласных. Замены согласных отмечаются в основном при стечениях в середине слова («викторина – вирторина»; «простокваша – простоклаша»; «звездочка – звездотька»; «возглас – воздах»; «девятнадцать – девянацать»; «толщина – толчина»). Замены звуков осуществляются как по акустическому, так и по артикуляторному признакам.
Следует отметить, что наряду с заменами согласных при воспроизведении их стечений часто встречаются их замены и вне стечений («викторина – виктолина»; «останавливать – остамавливать»; «аквариум – аввариун»; «парикмахерская – парикмасерская»; «милиционер – миниционер»; «внимание – внивание».) эти замены обусловлены акустической близостью звуков. В единичных случаях было зафиксировано сокращение не отдельного согласного стечения, а всего стечения в целом («простокваша – прокаша»).
Нарушение структуры отдельного слога проявляется и в перестановках соседних слогов («земляника – зельмяника»; «балерина – берелина»; «аквариум – акравиум»; «простокваша – простовкаша»; «занавеска – заванеска»). Последовательность слогообразующих элементов слова, гласных звуков воспроизводилось верно. Перестановки осуществлялись только на согласных слога. Вместе с тем, в ряде случаев наблюдался пропуск гласного слога («аквариум – акварим»; «милиционер – милицинер»; «останавливать – веганавливать»).
При исследовании слоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией практически не отмечаются трудности воспроизведения такого признака слогового состава как ударение. Лишь в единичных случаях наблюдается послоговое произнесение слова (как правило, многосложного, сопровождающееся равно ударным произнесением слогов, что представляет собой единственный случай нарушения ударения.
Нарушение слоговой структуры слова выражается чаще всего в перестановке и повторении слогов («сковорода – скоровода»; «земляника – земнелика»; «поворачивать – поравачивать»; «тринадцать – триданцать»; «простокваша – простовакша»; «температура – теремпетура»; «преподаватель – предадаватель»; «ежевика – жежевика»).
Реже, чем перестановки и повторение наблюдается сокращение количества слогов («балерина – барина»; «температура – темратура»; «водопроводчик – вопроводчик»; «милиционер – миционер»; «преподаватель – предаватель»; «сковорода – сковода»; «поворачивать – повачивать»; «ежевика – жевика»; «табуретка – табутка»; «звездочка – звезка»; «занавеска – завеска»; «предупредить – препредить»).
Сокращение слога отмечается преимущественно в середине слова. Пропуск начального слога слова встречается в единичных случаях. Выпадение слога определяется рядом факторов, часто сочетающихся: структурой слога и характеристикой составляющих его фонем, местоположением слога в слове и местоположением его по отношению к ударному слогу, звукам, входящими в соседние слоги. В ряде случаев нарушение слоговой структуры слова проявляется в сокращении более, чем одного слога («сковорода – скода»; «температура – темрура»; «водопроводчик – проводчик»).
Названные нарушения в меньшей степени выражаются при воспроизведении «изолированных» слов и в большей – при произнесении предложений. В ряде случаев правильно произнесенное слово подвергается искажению при включении его в контекст.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Искажения звукослоговой структуры слова представляют собой один из симптомов сложного комплекса фонетико-фонематических нарушений при стертой дизартрии;
2. В процессе исследования выявились как нарушения количества и последовательности слогов в слове, так и нарушения отдельного слога, особенно со стечением согласных;
3. Искажения звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией разнообразны. Характер нарушения звукослоговой структуры слова определяется рядом факторов: контекстуальными влияниями на уровне слова, слога (влияния предыдущего и последующего звуков) и предложения; частотой употребления слова и степенью его знакомства ребенку; специфическими артикуляторными трудностями; длиной слова и характером его слоговой структуры; местоположением и характером стечения согласных в слове; принадлежность к части речи.
4. Ведущими факторами, приводящими к нарушениям звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией, являются мышечная и иннервационная недостаточность органов артикуляции, трудность дифференциации артикуляторных укладов звуков.
Литература. 1. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., 1984 г.
2. Лепская Н. И., Винарская Е. Н., Богомазова Г. М. Способы слогоделения слов детьми разных возрастных групп и современные теории слога // Материалы к 21-му Международному конгрессу фонетических наук. – М., 1979 г.
3. Сикорский И. А. О развитии речи у детей // Собр. Соч. Киев, Т., 1999 г.
4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000 г.