Юлия Бродская
Особенности усвоения детьми младшего дошкольного возраста звуковой стороны родной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок начинает осваивать звуки на первом году жизни, когда овладевает слуховым и речевым аппаратами. Лепет появляется при определенном эмоциональном состоянии, во время контакта с близкими людьми. Слова воспринимаются ребенком на основе ритмико-мелодической структуры, фонетический состав слов ребенку еще недоступен. Этот этап развития Н. X. Швачкин представлял как «дофонемное развитие речи» [18]. Период фонемного развития начинается, по мнению Д. Б. Эльконина, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой — первые самостоятельные слова, которые появляются к концу первого года жизни. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, интенсивно оно развивается на втором году. В это же время начинается дифференциация звуков, отделяются гласные звуки от согласных. Поскольку моторика артикуляционного аппарата еще не совершенна, то характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Новые фонетические элементы появляются группами, в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а через переходные звуки.
Публикация «Особенности усвоения детьми младшего дошкольного возраста звуковой стороны родной речи» размещена в разделах
А. Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Поэтому изучение смены «звуков-заместителей» имеет большое значение [11].
Согласные, подчеркивал М. Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, [с] переходит в [ш] через стадии: [с] — [сь] — [ш]. Дети при переходе к правильному произношению звуков, используют их в нужных и ненужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями. М. Е. Хватцев объясняет это явление обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем — доминантой и вследствие недостаточной дифференциации с заместителем последний вытесняется даже с законно занимаемых им мест [17].
К трем годам у ребенка сформированы предпосылки, облегчающие усвоение звуков родного языка и правильное произношение слов. Речевой слух практически сформирован, ребенок воспринимает ритм слова и ударение, а также воспроизводит некоторые интонации, передает тембром голоса радость, назидание. Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Труднее всего ребенку даются шипящие [ш], [ж], сонорные [р], [л] и свистящие [с], [з] звуки.
Исходя из вышесказанного, важными предпосылками овладения звуковой культурой речи в дошкольном возрасте является :
- развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими;
- развитие коры головного мозга и речедвигательного аппарата;
- высокая пластичность нервной системы;
- повышенная подражательность.
По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Е. Ф. Рау утверждал, что всякое отступление от правильного произношения в пятилетнем возрасте, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие [1].
Считается, что к четырем годам произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям образовательных программ дошкольного образования и больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенство произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая искореняется сама собой. Поэтому происходит недооценка в необходимости обучения детей формированию звуковой стороны речи на этом этапе. На самом деле к пяти годам без специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного языка. В младшем дошкольном возрасте правильное произношение звуков легко нарушается по самым разным причинам. Дети, говорящие чисто, попав в группу сверстников, имеющих дефекты произношения, начинают искажать слова.
Р. Е. Левиной были выделены пять этапов развития языкового сознания у ребенка [9].
На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Дофонематическая стадия развития речи.
На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем взрослые. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.
На третьем этапе ребенок начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь еще остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.
На четвертом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Однако языковое сознание еще не вытеснило предшествующую форму. Ребенок на этом этапе еще узнает неправильно сказанные слова. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.
На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве (до 3 лет, в дошкольном возрасте он проходит две последние стадии [11].
Особенности возраста определяют и содержание обучения:
преодоление общей смягченности произношения;
воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков : [а], [у], [и], [о], [э];
уточнение и закрепление произношения согласных звуков : [п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [г], [ф], [в];
свистящих звуков — [с], [з], [ц];
шипящих звуков - [ш], [ж], [ч], [щ];
развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных [л], [р] звуков [10].
Таким образом, в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи. У детей младшего дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки [4]. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Речевое дыхание детей, тоже имеет свои особенности, оно поверхностное с шумными, частыми вдохами без пауз. Исходя из этих особенностей, будет строиться работа по воспитанию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Внимание к вопросам звуковой культуры речи обращалось еще в трудах древних философов. Один из крупнейших представителей зарубежной педагогической мысли начала тысячелетия Марк Фабий Квинтилиан теоретик ораторского искусства, в течение двадцати лет, содержавший риторскую школу, был сторонником раннего развития речи у детей. Он считал, что изучение языка и музыка способствуют хорошему произношению, стилю речи и ее выразительности. Рекомендовал следить в процессе воспитания за ясным, правильным звукопроизношением у детей, указывал на значение речевого окружения для формирования правильной речи ребенка, говорил о некоторых возможных дефектах фонетической стороны речи у ребенка и дал практические советы для их предупреждения и устранения. Заметим, что под «произношением» Квинтилиан понимал не только способность правильно произносить звуки, но и обращал внимание на выговор и голос.
Большое внимание развитию речи детей уделял чешский педагог – гуманист Ян Амос Коменский. В книге «Великая дидактика» в главе «Идея материнской школы» он раскрыл содержание, задачи и методику воспитания детей на протяжении первых шести лет. В своих трудах он писал, что детская грамматика будет заключаться в том, чтобы дети правильно говорили на родном языке, т. е. явственно и отчетливо произносили звуки, слоги и слова» [5]. В качестве средства развития речи детей он предлагал использовать стихи, сказки о животных, ритмические прибаутки, басни. Большое значение придавал наглядности, последовательности и постепенному усложнению материала.
Швейцарский педагог конца XVIII — начала XIX века, Иоганн Генрих Песталоцци внес значительный вклад в развитие педагогической теории и практики, создав основы частных методик начального обучения.
Задачей преподавания родного языка Песталоцци считал развитие речи ребенка и обогащение его словарного запаса, отстаивал звуковой метод обучения грамоте [5].
Песталоцци считал, что первым элементарным средством обучения является звук, поэтому обучение родному языку включает три задачи и начинается с обучения звуку, или средству развития органов речи. Затем обучение словам, или средству ознакомления с отдельными предметами. Далее обучение речи, или средству, учащему ясно выражаться о предметах.
В книги “Как Гертруда учит своих детей ” Песталоцци подробно описывает методику обучения детей произношению звуков, слогов и связывает эту работу с постепенным обучением чтению [5].
Прогрессивные идеи Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику. Это влияние не обошло и немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, считающегося основателем общественного дошкольного воспитания. Предпосылкой для развития языка ребенка Ф. Фрёбель считал богатство внутренней жизни малыша и связывал это с наблюдением и игрой. Задача воспитателя состояла в обогащение содержания жизни ребенка с использованием дидактического материала, который способствовал накоплению содержания речи.
Представители русской педагогики критически относились к системе Ф. Фрёбеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка.
Еще одним ярким представителем зарубежной педагогики является итальянский педагог - Мария Монтессори. Основную задачу в развития языка она видела в исправлении дефектов речи и обучении грамоте, для развития правильной речи использовалась гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. В России метод Монтессори пропагандировала в начале XX века Ю. Н. Фаусек [5]. Е. И. Тихеева считала, что методы развития речи по системе Монтессори искусственные, далекие от интересов детей.
Книга К. Д. Ушинского «Родное слово» открыла новую страницу в истории обучения детей грамоте. В 1864 г. К. Д. Ушинским был предложен звуковой метод. Этот метод знакомит детей со звуками речи не как с абстрактными звуками, а выделяя их непосредственно из речи [16].
В монографии “Ребенок от года до четырех лет”(1931г.) Е. А. Аркина прослеживается изменение словаря и грамматических форм детской речи, опираясь на труды И. Павлова, В. Бехтерева объясняются психофизиологические механизмы речи, природа первых голосовых реакций, показывается взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи. Аркин подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта» [2].
Систему развития речи детей дошкольного возраста создала Е. И. Тихеева (1867 -1944, в которой определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
С именами Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной связано определение содержания и форм организации работы по развитию речи в детских садах в 30 – 40-е гг. В «Руководстве для воспитателя детского сада» (1938) выделяется раздел «Развитие речи», в 1947 г. вводится раздел «Воспитание звуковой культуры речи [15].
Созданная А. П. Усовой общая теория обучения в детском саду, была разработана на материале родного языка. С начала 50-х г. экспериментально исследовались задачи обучения родному языку, характер дошкольного обучения, методические проблемы воспитания звуковой культуры, известность получили работы Евгении Ильиничны Радиной – об обучении детей правильному произношению звуков[12].
С именем Феликса Алексеевича Сохина (1929-1992) лингвиста и психолога связано развитие методики развития речи на новом качественном уровне, как имеющем самостоятельное значение. Усвоению звуковой системы родного языка посвящены исследования Г. М. Ляминой, М. М. Алексеевой, А. И. Максакова, Л. Е. Журовой [13, 6, 7, 8].
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросу воспитания звуковой культуры речи, мы видим, что эта проблема отражена в трудах многих исследователей. Ею занимались в разные времена ученые разных областей:
- физиологи (А. Г. Иванов-Смоленский, И. П. Павлов);
- психологи (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин);
- лингвисты (В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, А. Д. Салахова) [3, 14];
- педагоги (Е. А. Аркин, Е. Н. Водовозова, М. М. Кольцова, Г. М. Лямина, А. И. Максаков, Е. И. Тихеева и др.).
В своих работах каждый из них нашел свой подход, изучив конкретную задачу звуковой культуры речи. Поэтому в современной литературе и рассматривается несколько аспектов звуковой культуры речи : физиологический, физический и лингвистический.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. – М. : Просвещение, 1968. – 175 с.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 90 с.
4. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В. В. Гербова. - М. : Мозайка - Синтез, 2007. - 264 с.
5. Константинов, Н. А. История педагогики : учебник для студентов педагогических институтов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение,1982. - 446 с.
6. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Лямина, сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. – 400 с.
7. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок/ А. И. Максаков. – М. : Просвещение, 1988. – 160 с.
8. Максаков, А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. – М. : Просвещение, 1979. – 127 с.
9. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1967. – 173 с.
10. Парамонова, Л. А., Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др. – 5-е изд. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
11. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1964. – 352 с.
12. Радина, Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / Е. И. Радина. - М. : Просвещение, 2008. - 315 с.
13. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 223 с.
14. Салахова, А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка / А. Д. Салахова; под ред. В. И. Бельтюкова. - М. : Педагогика, 1973. - 117 с.
15. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
16. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1989. – Т. 4. — 528 с.
17. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста : пособие для студентов педагогических институтов, методистов и воспитателей детских садов / М. Е. Хватцев. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 317 с.
18. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика. Хрестоматия: учебное пособие / состав. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2004. – 330 с.