Ольга Бобрыш
Доклад на тему «Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему
«Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками»
Воспитатель : Бобрыш О. А.
В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней: с другой – обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их; в процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы понимая связей и отношений, существующих в природе.
Публикация «Доклад на тему „Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Не нужно читать дошкольникам объемные книги с подробными описаниями природы. Дети 5-6 лет с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы и поговорки, слушают большие рассказы. Можно прерывать чтение вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку», читать книгу в течение нескольких дней.
В любом случае главное – умение взрослого преподнести ребенку произведение : выразительность исполнения, выбор темпа, длительность пауз. Монотонное и невыразительное чтение в данном случае абсолютно невозможно. Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе. Так, во время прогулок во дворе можно прочитать стихи о погодных явлениях - солнце, дожде, снеге, в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах.
Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.
В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием ребенка в целом:
Первый период длится «от двух до пяти»
Второй начинается примерно с пяти лет и как считает К. И. Чуковский, второй период длится всю жизнь.
Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию.
Детская литература расширяя знания ребенка об окружающем мире, воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является особой внутренней творческой деятельностью.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. Образное описание пышного цветения садов, разноцветья лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. С помощью произведений о природе можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.
Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Воспитатель использует произведения В. Бианки для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ "Под снегом на лугу". Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост.
Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима, так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, 3. Александровой, В. Серовой). Кроме произведений, рекомендованных программой, воспитатель может прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг: В. Бианки "Лесные сказки и рассказы" Ю. Дмитриев "Большая книга леса", Н. Сладков "В лесах счастливой охоты", "Песенки подо льдом", а также рассказы И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, М. Пришвина. Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок педагог читает строчки рассказов М. Пришвина.
Нужно обращаеть внимание детей на явления действительности, отраженные в произведении. Например, перед чтением рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» дети на прогулке наблюдают за солнечными лучами. Эти наблюдения являются основой восприятия художественного образа рассказа. Предшествующий чтению опыт живого общения с природой дает возможность легче понять, осмыслить, эмоционально воспринять художественное произведение, побуждает детей выразить свое отношение к данному явлению.
Художественные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь природы. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.
При подготовке детей к восприятию литературного произведения используются :
– рассматривание книги;
– вводная беседа – необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей не знают ответа. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением;
– рассказ педагога (о писателе, о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения);
– рассматривание рисунков, картин, связанных с содержанием произведения;
– прослушивание музыкальных произведений;
– организация наблюдений во время прогулок для углубления конкретных знаний детей, без которых восприятие произведения будет затруднено;
– объяснение и уточнение значения незнакомых, непонятных слов. Существуют следующие приё мы объяснения:
– показ предмета, явления или действия в естественных условиях; показ картины, рисунка; подбор синонимов и антонимов; замена слова описательным оборотом; вопрос к детям о значении слова.
Вместе с тем следует помнить, что не все слова следует объяснять, особенно если они не затрудняют восприятие текста.
Важным моментом в подготовке детей к восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание художественного произведения. Установка даё тся в форме вопроса или задания Например: «Подумайте, почему рассказ (сказка) так называется? Подумайте, какое настроение было у писателя (поэта) при написании этого рассказа (стихотворения? Подготовив детей к восприятию художественного произведения, воспитатель выразительно читает текст.
Во второй части занятия проводится беседа о прочитанном. Вопросы должны быть целенаправленными и ставиться в определённой последовательности. Их не должно быть много, они должны побуждать детей к размышлению, помогать увидеть скрытое художественное содержание. По мнению Е. Н. Ильина, вопросы не надо ставить, задавать, ими лучше разговаривать. Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями педагога. Очень важно, чтобы в беседе принимали участие все дети. Н. С. Карпинская обращает внимание на то, что дошкольникам не безразлично отношение воспитателя к их ответам во время беседы, его заинтересованность их мыслями и суждениями. Когда дети видят, что их ответы и высказываемые мысли интересуют воспитателя, что удачные, правильные суждения вызывают его поощрения, они мобилизуются, подтягиваются, стараются как можно лучше выполнить то, что от них требуется, и, если это удаётся, испытывают большое удовлетворение.
В третьей части занятия, чтобы в памяти детей остался сам рассказ (сказка, а не беседа «по поводу», организуется повторное чтение произведения (если оно невелико по объёму) или чтение понравившихся детям эпизодов.
ПОД СНЕГОМ НА ЛУГУ Н. Павлова
Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.
А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаиваются: «Ну, что же, так уж положено природой!»
Как мало мы ещё знаем природу!
Сегодня ясный тёплый день. И я этим воспользовалась. Сбегала на лыжах на свой лужок, чтобы расчистить снег на опытной площадке.
Расчистила. И солнце осветило зелёные розетки прижатых к замёрзшей земле листочков, и острые свежие листики, пробивающиеся из сухих дернинок, и зелёные стебельки разных трав, прибитые снегом к земле.
Я отыскала среди них свой лютик едкий. Он цвёл до самой зимы. И сохраняет под снегом для весны все цветы и бутоны. Даже лепестки не осыпались!
Знаете, сколько разных растений на моей опытной площадке? Шестьдесят два. И тридцать шесть из них сейчас зеленеет, а у пяти цветы.
Вот и говори, что в январе у нас на лугах нет ни травы, ни цветов!
1. Дернина (дёрн) – густо заросший травой, скреплённый корнями многолетних растений верхний слой почвы, а также вырезанные пласты из этого слоя.