Миляуша Кулуева
Особенности анализа лирических произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение - это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний. Лирика воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Лирика - особый род литературы, где человек изображается большей частью в сфере внутренней жизни. В отличие от эпического и драматического, лирический образ сначала влияет эмоционально - на чувства, настроение, а уже потом - на мысли читателя [2].
Публикация «Особенности анализа лирических произведений» размещена в разделах
Лирика тяготеет к малому объему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и драме, применяется композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления. Исключительную важность в композиции лирического произведения приобретает взаимодействие образов, часто создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла. Так, в стихотворении Есенина «Я последний поэт деревни…» напряженность композиции создается, во-первых, контрастом цветовых образов:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Во-вторых, обращает на себя внимание прием усиления: постоянно повторяются образы, связанные со смертью. В-третьих, композиционно значимо противопоставление лирического героя «железному гостю». Наконец, сквозной принцип олицетворения природы связывает воедино отдельные пейзажные образы. Все это вместе создает в произведении довольно сложную образно-смысловую структуру [1, 216].
В стихотворении А. С. Пушкина «Арион» возникает нечто вроде сюжета, намечена какая-то динамика действий и событий. Но бессмысленно и даже нелепо было бы искать в этом «сюжете» завязки, кульминации и развязки, искать выраженный в нем конфликт. Событийная цепь – это осмысление лирическим героем Пушкина событий недавнего политического прошлого, данное в аллегорической форме; на первом плане здесь не поступки и события, а то, что этот «сюжет» имеет определенную эмоциональную окрашенность. Следовательно, и сюжет в лирике не существует как таковой, а выступает лишь средством психологической выразительности [1, 215].
В лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя. Лирический герой – это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведении. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Можно сказать, что лирический герой – это не только автор, но и всякий, читающий данное произведение и вчуже испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. Лирический герой почти всегда существует вне обычного времени и пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда» [1, 215-216].
Специфика лирического рода оказывает влияние и на содержательный анализ. Имея дело с лирическим произведением, важно прежде всего осмыслить его пафос (эмоциональный тон произведения, уловить и определить ведущий эмоциональный настрой. Во многих случаях верное определение пафоса делает ненужным анализ остальных элементов художественного содержания, особенно идеи, которая зачастую растворяется в пафосе и не имеет самостоятельного существования.
Литература
1. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / уч. пособие для студентов и преподавателей филол. факультетов, учителей-словесников. 3-е издание. М. : Флинта, Наука, 2000. - С. 213-219.
2. https://soshinenie.ru/osobennosti-izucheniya-liricheskix-proizvedenij/