Раиса Семко
Доклад на тему «Использование здоровье сберегающей технологи и бодрящая гимнастика с дошкольниками младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 ст. Калининской
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА
С ДОШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА«.
Выполнила воспитатель Семко Раиса Викторовна
ст. Калининская 2016 г.
«Забота о здоровье детей-
важнейший труд воспитателей»,.
А во главе педагогических мероприятий,
проникая через всю воспитательную работу
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».
В. А. Сухомлинский
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом об использовании в своей работе здоровьесберегающих технологий при проведении бодрящей гимнастики.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном
развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Провести после тихого часа бодрящую гимнастику.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна :
устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость, раздражительность и др.);
увеличить тонус нервной системы и активность мозговой деятельности;
усилить работу основных систем организма (сердечно -сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
улучшение настроения и поднятие мышечного тонуса
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.
В результате выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.
После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляю на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Бодрящую гимнастику провожу в любое время года в младшей группе течение 7-10 минут.
Примерная схема проведения бодрящей гимнастики.
1. Гимнастика в постели.
2. Ходьба по «тропе здоровья».
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
4. Массаж.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Упражнения для глаз.
7. Водные процедуры.
Варианты бодрящей гимнастики.
Разминка в постели
Гимнастика игрового характера;
Пробежки по массажным дорожкам;
Самостоятельная;
Лечебно-восстановительная;
Музыкально-ритмическая.
Дыхательная гимнастика- стоя у постели или в групповой комнате.
В течение года ж использую разные варианты бодрящей гимнастики.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания.
Например «Мишки»»Забавные котята»,»История про лисят»»Зайки на лесной полянке» и т. п. Заранее подготовленные шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенные задания.
Пока дети спят, я создаю все условия для проведения гимнастики : для контрастного закаливания детей готовлю «холодную» комнату (игровую) температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой(17-19).
Пробуждение детей провожу под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Ведь музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Я заметила, что если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную, приятную музыку, тогда просыпаются они намного быстрее.
Под звуки музыки использую стихотворные побудки.
Например:
1. Глазки открываются
Детки просыпаются.
Детки как проснутся,
Сразу любят потянуться…
И немного улыбнуться
Обязательно зевнуть
Ну и ножки потянуть
2. Кто спит в постельки сладко?
Давно пора вставать
Спешите на зарядку!
Мы вас не будем ждать!
Не забываю и об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна- улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, любовные интонации, уменьшительно- ласкательные суффиксы.
Начинаю гимнастику с проснувшимися детьми, а остальные присоединяются по мере пробуждения.
В комплексы гимнастики в постели включаю такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа.
Самое главное - исключаю жесткие, резкие движения, чтобы исключить такие неприятные последствия как растяжение мышц, перевозбуждение, которое может привести к головокружению.
Гимнастику после сна в постели провожу не более (2 -3) мин
Затем дети выполняют разные виды ходьбы (на носочках, с высоким подниманием колен на носках, приставным шагом, гусиным шагом или ходьба по тропе здоровья
Она позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.
Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:
*-профилактика плоскостопия;
улучшить координацию движений;
улучшить функцию сердечно -сосудистой и дыхательной систем;
повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
приобщить детей к здоровому образу жизни.
Упражнения в ходьбе выполняем в течении 2 -3 мин, затем дети переходят в групповую комнату.
Здесь дети садятся на стульчики и выполняют упражнения для стоп на профилактику плоскостопия,
В своей работе по профилактике плоскостопия я использую, упражнения с необычными предметами, которые создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости.
Пример упражнений по профилактике плоскостопия:
• «Здоровые ножки» - прокатывание мяча (палки) стопой ноги вперед – назад. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
• «Подними платочек» - захватывание носового платка пальчиками сначала одной ноги, затем другой.
• «Ловкие ножки» - упражнение выполняется сидя на стуле, необходимо захватить и переложить пальцами ног мелкие предметы (шишки, желуди, камни, мелкие игрушки.
В бодрящую гимнастику я включаю такие технологии как : дыхательная гимнастика,пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, закаливание.
Например:
Пальчиковая гимнастика :
«Семья» ,«Мы делили апельсин»,»Тише, тише не шумите» и др.
Дыхательная гимнастика
- «Сдуй снежинку»,»Сдуй пчелку, бабочку,жука» «Задуй свечку» «Трубач» и т. п. (вдох через нос, выдох через рот, как будто сдуваем что-то)
Самомассаж:
Он благоприятное воздействует на развитие движений кисти и пальцев рук. Например с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляем стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используем также воздушные шары (наполненные мукой,)
Самомассаж су-джок шарами
Дети знакомы с ним под названием «Ежик» - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный,. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Например: «Ежик чудачок»
На последнем этапе проведения бодрящей гимнастики я использую такой вид здоровьесберегающей технологии как закаливание. Это водные процедуры (в теплый период года контрастное обливание ног, ,круглый год- хождение босиком, контрастные перебежки, обширное умывание). Все это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и дает возможность детям укрепить здоровье.
В результате использования в своей работе здоровьесберегающих технологий я добилась следующих положительных результатов:
- у детей сформировались потребности заботиться о своем здоровье
-снизился уровень заболеваемости
-повысилась работоспособность, выносливость;
- произошло развитие психических процессов;
- сформировались двигательные умения и навыки,умение правильно держать осанку;
- развитие общей и мелкой моторики;
- повысилась речевая активность.