Ирина Никулина
Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие любопытного утенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие любопытного утенка»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами различных материалов посредством экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие любопытного утенка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Утки, утята
- Темочки
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы.
- Закреплять представления об основных физических свойствах воды, бумаги, льда, песка, магнита.
- Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
- Развивать речь детей, активизировать слова: прозрачная, бесцветная; твердый, скользкий, как стекло; летучий, газообразный, влажный, сыпучий.
- Способствовать развитию мышления, любознательности.
Материал:
Бассейн с водой, лилии из бумаги, прозрачные стаканы с газированной водой, виноград, банки с горячей водой, кубики льда, крышки с дырочками, влажный песок, штампики в виде следов, салфетки, игрушки бабочки на магнитах, цветы на магнитах. Музыкальная фонограмма. Мультимедийное оборудование.
Воспитатель рассказывает сказку в сопровождении презентации
1 слайд На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
2 слайд Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Так он стоял, любовался пока все лепестки не легли на воду.
Опыт №1. Воспитатель предлагает опустить на воду, налитую в емкость вырезанные из цветной бумаги цветы, кувшинки, с длинными закрученными к центру при помощи карандаша лепестками
1. Почему же распускаются кувшинки?
Ответы детей: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Пройдя чуть дальше, он увидел еще одно чудо.
3 слайд Какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Им было так весело: они поднимались вверх на поверхность воды, а потом опускались вниз, вверх-вниз, вверх-вниз… Наблюдая за рыбками, утенок не мог оторвать глаз и готов был резвиться вместе с ними.
Опыт № 2. В стакан со свежей газированной водой или лимонадом бросьте виноградинку.
2. Почему плавают рыбки?
Ответы детей: Виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
4 слайд Но тут подул ветер, на небе появились тучи. И вдруг пошел дождь. Утенок впервые видел огромные капли, падающие на землю. Кап-кап-кап – падали капли на воду. на лепестки кувшинок, на песок у берега. Кап-кап-кап - опускались первые капельки дождя утенку на клюв, на перышки, на хвостик.
Опыт № 3. Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда.
3. Почему идет дождь?
Ответы детей: Лед таял от теплого воздуха.
5 слайд Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы. А потом он увидел еще другие следы: птицы, поросенка, человека. И чем дольше он шел, тем больше следов попадалось ему на глаза. Он был в недоумении, кто же это?
Опыт № 4. На влажном песке делается отпечаток одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева).
4. Чьи следы остались на песке? Почему остались следы на песке?
Ответы детей: Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
6 слайд Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. К цветам подлетали маленькие яркие и разноцветные существа, это были бабочки. Они, то порхали над цветами, то приклеивались и замирали на лепестках.
Опыт № 5. Возьмите палочки с бабочками и поднесите их к цветам (2-3 раза повторить).
5. Почему бабочки летят на цветы?
Ответы детей: Бабочки магнитятся к цветам.
7 слайд Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир! А Вам, понравилось?
Рефлексия: Уважаемые коллеги! Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри. Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они. Открылся нам сейчас секрет, как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие мастер – классе.