Галина Беликова
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.
Публикация «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».
Россия стремительно приближается к тому времени, когда главным ориентиром для нашего народа будет нравственное развитие.
Духовно-нравственное воспитание строится на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие. Благодаря развитию единого образовательного пространства появляется прочная основа долговременного взаимодействия.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения духовной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
При работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию предлагается осуществлять разные виды подходов:
1. Средовой подход, предусматривающий создание развивающей среды, направленной на формирование положительного отношения к национальной культуре своего народа и других национальностей (краеведческого мини-уголка). Этот подход предполагает также использование возможностей внешней (библиотеки, музеи, театры и т. д.) среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
2. Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.
3. Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса;
4. Ценностный подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, этических, нравственных ценностей, предусматривающих реализацию диалога культур, этических отношений и т. д.);
5. Диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
6. Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
7. Компетентностный подход, заключающийся в овладении детьми дошкольного возраста практического опыта использования приобретенных знаний во всех формах, с учетом возрастных особенностей детей;
Одной из годовых задач нашего сада является формирование основ духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, через приобщение детей к истокам и культуре родного края в условиях реализации ФГОС ДО. Для того, чтобы реализовать эту годовую задачу, мы предлагаем примерный перспективный план работы в этом направлении, целью которого является:сохранение духовно-нравственного здоровья детей путем приобщения их к нравственным и духовным ценностям, а также изучения истории, культуры и родного края.
Рассмотрим направления духовно – нравственного развития:
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи:
1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2. Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
3. Объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
4. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
5. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования духовно-нравственных отношений.
Рассмотрим научные принципы по духовно – нравственному развитию личности дошкольников:
1. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
2. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
3. Принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры;
4. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей: толерантность, равноправие этнических и религиозных групп;
5. Принцип доступности:формы и методы работы с детьми, объем историко-этнографического материала соответствует возрастным и психологическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста;
6. Принцип наглядности:в обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении материала, при организации самостоятельной деятельности детей; используются подлинные изделия национального творчества (музеи, выставки) и модели оригиналов и репродукции (фото, видеоматериалы, иллюстрации и др.);
7. Принцип индивидуального подхода (трепетное и ответственное отношение к учету в воспитании индивидуальных особенностей и создание каждому ребенку своеобразных условий свободы выбора для проявления самостоятельности и творчества в деятельности).
8. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, предусматривающий воспитание средствами культуры народов региона.
Сейчас я предлагаю вам рассмотреть блоки, которые используются в духовно – нравственном развитии личности дошкольников.
Блок I «Моя семья – мой дом».
Содержание данного блока включает в себя знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к людям другой национальности. В одной семье могут проживать люди разных национальностей – мама может быть русской национальности, папа – другой национальности. Дети тоже имеют национальность, она зависит от национальности родителей.
Основными задачами данного блока являются: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
Блок II «Моя республика»
Раздел I «Улан – Удэ – столица республики Бурятия»
Данный раздел, содержание которого включает в себя: воспитание уважительного и бережного отношения к символике г. Улан -Удэ. Развитие интереса к истории города, воспитание бережного отношения к архитектурным зданиям, паркам и скверам, к культурным объектам через обогащение представлений детей о достопримечательностях г. Улан - Удэ. Воспитание у детей любовного отношения к родному городу, уважительное отношение к людям, которые хранят культуру города. Формирование представления о том, что каждый город имеет и хранит свою культуру.
Раздел II «Природа родного края»
Содержание данного раздела включает в себя: формирование элементарных экологических знаний о природе Бурятии, Байкала, доступные пониманию ребенка – дошкольника. Развитие на основе экологических знаний, природоохранной деятельности дошкольников. Вовлечение детей, педагогов и родителей в природоведческую поисково-исследовательскую, творческую деятельность. Воспитание у детей гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы, развитие чувстваэмпатии к объектам природы, чувства ответственности за судьбу Байкала, родной земли.
Блок III«Моя Родина — Россия»
Раздел I «Москва – столица России»
Содержание которого, включает в себя: развитие интереса к столице России – городу Москва, к ее историческому прошлому, культурным и историческим памятникам. с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев и знаменитых людей. Закрепление знания о флаге, гербе и гимне России. Развитие представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Расширение представления о Москве — главном городе, столице России, знаний о государственных праздниках.
Основные задачи данного блока включают в себя: воспитание чувства любви к своей стране, уважения и признательности к основателям государства, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое русского государства.
Раздел II «Широка страна моя родная»
Развитие чувства симпатии и уважения к языку, обычаям, культуре народов различных национальностей. Воспитание желания быть защитником Родины. Знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Расширение представления о культуре народов, проживающих на территории России: народном костюме, праздниках, национальных героях, кухни, ремесла.
Блок IV «Что значит быть хорошим человеком?»
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности. Расширять представления о людях разных профессий. Развитие у детей трудолюбия, привычку ежедневно выполнять по собственному желанию нужную и полезную для него самого и других работу. Развитие представления у детей целостного взгляда на человеческий труд: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности. Воспитание бережного отношения к продуктам труда.
Содержание данного блока на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о духовно-нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.
Основными задачами являются: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитание желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Заключение
Следовательно, можно сделать вывод о положительном результате духовно-нравственного воспитания детей. Вводить, ребёнка в основы духовно-нравственного развития надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Данный примерный перспективный план может найти применение в практической деятельности дошкольного учреждения.