Гайрунова Елена Николаевна
Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.
Публикация «Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему» размещена в разделах
При организации прогулок, с целью познавательного развития детей дошкольного возраста я опираюсь на содержание образовательной области «Познавательное развитие». Согласно ФГОС ДО, при организации прогулок выделяются следующие направления: расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно в любое время года.
Прогулка в жизни детского сада занимает значительный отрезок времени (составляет не менее 3-4 часов) и это время нужно провести с пользой для развития и здоровья ребенка.
При планировании и организации деятельности детей на прогулке я использую следующий алгоритм:
1. Наблюдения;
2. Поисковая деятельность;
3. Экспериментальная деятельность;
4. Подвижные игры;
5. Трудовая деятельность;
6. Самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения – это самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Конечно, не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Обычно наблюдения я планирую в такой форме: наблюдение за живой природой (это растения, животные и насекомые); неживой природой (это сезонные изменения и различные явления природы дождь, снег, солнце, облака, ветер, текущие ручьи). Также наблюдаем за трудом взрослых (дворника, шофёра и за старшими детьми). В конце наблюдений всегда делаем выводы.
Поисковая деятельность на прогулке направлена на развитие познавательных способностей детей : умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Предлагаю вашему вниманию примерные темы поисковой деятельности детей на прогулке :
- Осенью: «Где живут паучки?», «На каких деревьях появились желтые листья?», «Какие краски у осени?», «Какие деревья не хотят расставаться с листочками?» и т. д.
- Зимой: «Чьи следы?», «Куда прилетят кормиться зимующие птицы?», «Какой сугроб глубже?» и т. д.
- Весной: «Какие насекомые проснулись?», «Какие деревья цветут на нашем участке?» «Какие птицы к нам прилетели из тёплых стран?»
- Летом: «Куда ползут муравьи?», «Где живут муравьи?», «Куда исчезла лужа?» и т. д.
На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов, прежде всего, связана с сезонными явлениями. На прогулке с детьми можно изучить свойства песка; изучить ветер и провести опыты на определение направления ветра; изучить свойства снега и льда; провести опыты с водой и с солнечными лучами.
Прогулки будут радостными, интересными и познавательными, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят далеко не всё. А если воспитатель, который удивляется вместе с детьми, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят видеть больше.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.
Для педагога прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.