Марина Гурьева
Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду» и обобщение опыта по планированию работы в разновозрастной группе.
Все мы знаем, что самыми сложными для практических работников являются вопросы, связанные с организацией педагогического процесса в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении с разновозрастными группами. Очень мало методической литературы по воспитанию и обучению разновозрастного коллектива детей. Начинающим молодым специалистам трудно самостоятельно организовать свою педагогическую деятельность именно в малокомплектном саду.
Публикация «Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду» размещена в разделах
В связи с этим в 2007 году в Архангельске был создан временный научно-исследовательский коллектив, в состав которого вошли преподаватели и методисты кафедры дошкольного образования ГОУ "АО ИППК РО", а также 26 педагогов-практиков малокомплектных дошкольных учреждений Каргопольского, Котласского, Красноборского, Ленского, Онежского, Пинежского, Устьянского, Холмогорского, Шенкурского районов. Непосредственной участницей данного коллектива стала я, Гурьева М. В (на тот момент, отработавшая в разновозрастной группе 11 лет). Главной нашей целью было определить оптимальные пути организации и содержания образовательного процесса в малокомплектном детском саду (на примере Архангельской области).
Научно-исследовательская деятельность проводилась в 2 этапа в летний и зимний период.
На первом этапе данной работы преподаватели предложили нам, педагогам, определить, какие потребности более значимы для нас и насколько они удовлетворяются. Выявив совокупность значимости и удовлетворённости, преподавательский коллектив получил следующие результаты: самым важным для нас, педагогов-практиков, являлось методическое обеспечение педагогического процесса в малокомплектном д/с; планирование работы в разновозрастной группе и выбор образовательной программы. В вопросах организации режимных моментов, самостоятельной деятельности и взаимодействие с родителями, всё это не вызывало особых проблем. Преподаватели уточняли особенности и нюансы работы педагогов, работающих в садах одногрупповых и двухгрупповых с разновозрастным и смежным комплектованием. Совместно разрабатывали тематическое планирование на год, способы организации занятий и их распределение в течение недели. Так же, педагоги делились опытом создания развивающей среды, которая не может быть построена окончательно, так как дети прибывают в таких садах не один и не два года. Если сегодня созданная среда стимулирует развитие, то завтра или послезавтра станет тормозить его. Поэтому она является не только развивающей в малокомплектном саду, но и развивающейся постоянно. Особое внимание уделили распределению обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в группе.
Вторым этапом работы являлась самостоятельная деятельность педагогов-практиков: разработка картотек тематического планирования, а также однотемных комплексных занятий для детей смешанного возраста.
Результатом деятельности временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) стало практическое пособие "Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду".
В данном пособии авторский коллектив преподавателей "АО ИППК РО" стремился с современных теоретических позиций обосновать различные аспекты организации образовательного процесса в д/с, помочь педагогам-практикам в выборе оптимальных путей его совершенствования и вооружить необходимыми методическими материалами.
В предлагаемом практическом пособии 7 глав. В первых главах раскрывается специфика психического развития ребёнка, предложена модель сравнительной характеристики психологических особенностей детей разного возраста, приводится примерный режим для разновозрастных групп, а также даны предложения по распределению обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в группе (см. приложение).
В пособии подробно освещены вопросы организации и содержания образовательного процесса : раскрыта его специфика, выявлены подходы к построению развивающей среды. Большое внимание уделено организованной деятельности детей, рассмотрены основные типы занятий, предложены схемы их организации и порядок распределения в течение недели; освещены вопросы музыкального воспитания, предложен примерный репертуар для разновозрастных групп. Не остались без внимания и вопросы управления малокомплектным детским садом, предложены рекомендации для руководителей.
Завершает пособие картотека тематического планирования, разработанная педагогами малокомплектных дошкольных учреждений.
В настоящее время, при проведении непосредственно образовательной деятельности детей со всей разновозрастной группой, мы активно применяем разработанные авторским коллективом, схемы организации однотемных и комбинированных типов занятий, а также пользуемся схемами для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми разного возраста.
Предлагаю вашему вниманию 8 примерных схем (см. приложение, в которых распределена деятельность детей на разных типах занятий (однотемных, комбинированных, по подгруппам). Схемы дополнены и уточнены распределением времени, основными методами и приёмами.
Как видно на схемах (1-4, однотемные занятия увеличиваются по длительности на 5 минут, так как при проведении таких занятий больше времени уходит на организационные моменты, на переходы от общей работы к самостоятельной деятельности, на вывод части детей с занятия и продолжение работы воспитателя с другой частью детей.
Большое место отведено самостоятельной работе. Во многом её качество зависит от того, какой дидактический материал предлагается детям.
Комбинированные занятия дают возможность воспитателю дифференцированно решать задачи. С одной группой педагог может закреплять знания и совершенствовать умения, в то же время с другой группой можно решать принципиально новые программные задачи (схемы 5-6). При организации занятий по схемам 5 и 6 одной из подгрупп уделяется основное внимание, второй подгруппе детей предоставляется больше самостоятельности.
Организация 3 типа проще, так педагог занимается с детьми одного возраста (схемы 7-8)
Опыт работы в разновозрастных группах показал, что использование в образовательном процессе всех типов занятий позволяет воспитателю смешанной группы успешно решать задачи, поставленные в программе, формировать навыки учебной деятельности. Расширять кругозор детей, воспитывать навыки общения, самостоятельность, самоорганизованность.
Хочется ещё раз обратить внимание на данное практическое пособие, которое может быть использовано при составлении примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и быть хорошим подспорьем в организации педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учреждении.
Самым актуальным на данный момент остаётся планирование работы в ДОУ,
так как оно в значительной мере предопределяет результаты и эффективность образовательной работы. Целостное и чёткое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Наиболее эффективным видом планирования в разновозрастном сообществе является тематическое планирование.
Тематическое планирование- это вид планирования, при котором задачи, формы и средства образовательной работы подбираются по единой теме.
Преимущества тематического планирования заключается в следующем:
1. Возможность осуществлять интегрированный подход – видеть разные аспекты явлений и создавать целостный образ.
2. Возможность неоднократно использовать материал с разными возрастными категориями детей.
3. Тематическое оформление групп, что особенно важно для детей младшего возраста.
4. «Погружение» в тему, которую непременно изучают разные возрастные категории, позволяет сплотить детей, объединить их деятельность общим содержанием. Старшие дети могут поделиться с младшими опытом, подготовить необходимые материалы для малышей. Таким образом, создаётся детское сообщество.
5. Возможность проводить однотемные занятия.
Принципы тематического планирования:
• Коллегиальность
• Концентрированное изучение темы
• Концентрическое расположение материала
• Взаимосвязь и интеграция разных видов деятельности
• Последовательность занятий
• Повторение темы
• Сезонность
Рассмотрим технологию тематического планирования.
1. Определение актуальных тем (для дошкольного учреждения, группы, педагога, детей, родителей).
Тема должна быть интересна как старшим детям, так и младшим, либо в теме выделяется подтема для малышей в соответствии с их возрастными особенностями.
2. Распределение тем в течение учебного плана.
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
3. Определение блоков задач по каждой теме, по каждой возрастной группе
4. Определение деятельности детей и воспитателя по определённой теме. Содержание темы реализуется через разные виды детской деятельности. Необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.
5. Разработка формы плана.
6. Составление картотеки.
Кроме картотеки тематического планирования, возможны следующие виды картотек:
-занятий
-прогулок
-наблюдений
-гимнастик
-трудовых поручений
-игр
-опытов
-приёмов работы с художественным произведением
-диагностических материалов
Структура карточки должна включать:
• название
• цель, задачи
• дидактический материал
• руководство деятельностью детей
• художественное слово
• методическая литература
7. Завершать изучение темы необходимо проведением итогового занятия, это может быть комплексное, интегрированное занятие и др.
8. При разработке темы определяются формы работы с родителями.
9. Необходимо продумать оснащение педагогического процесса, пособия и материалы, которые способствуют лучшему усвоению содержания, созданию целостного образа.
Тематическое планирование способствует реализации образовательной программы.
Предлагаю вашему вниманию циклограмму комплексно-тематического планирования в старшей разновозрастной группе детей 4-7л, которую мы применяем в нашем дошкольном учреждении.
Комплексно-тематическое планирование в старшей разновозрастной группе детей 4-7л
Месяц ТЕМА: «»
Образовательные области I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема недели
Здоровье Утр. гимна-стика
Пальчиковые игры
Гимн. После сна
Физичес-кая культура Физ. воспи-тание 4-7л (2р в нед)
(первое занятие)
(второе занятие)
Физ. воспитание на улице 4-7л (1 р в нед)
Подв. игры
Подвиж. Игры на прогулке
Игр упражнения
Физкультурный досуг
Социализация Сюжетно-ролевые игры
Тетрализ.
Досуги
Труд Поручения
В уголке прир.
На прогулке
Безопасность
Ребёнок и его здоровье
Ребёнок на улице
Безопас. в быту
Познание Окружающий мир 4-7л (1 р в нед)
Предметно-исследовательская (конструктивная) деятельность 5-7л (1р в нед)
Опытно-экспер.
Деятель-ность
Экологические игры
Экскурсии
Математика 4-6л (1 занятие)
6-7л (2 занятия)
Математические игры
Коммуникация Утренние беседы
Развитие речи 4-5л (1р в нед)
5-6л (1р в нед)
6-7л (1р в нед)
Обучение грамоте 6-7л (1р в нед)
Игры по развитию речи
Словесные игры
Чтение художественной литературы
Художественное творчество Рисование 4-7л (1р в нед)
5-7л (2р в нед)
Лепка 4-7л (2 раз в неделю)
Аппликация 4-7л (2 раза в неделю)
Музыка Муз-дид. Игры
Музыкальные досуги
Хоровод. Игры
Забавы
Итоговое мероприятие
Также предлагаю вашему вниманию варианты планирования детской деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Виды и формы работы детской деятельности старшей разновозрастной группе:
1. Тема проекта
2. Прогулка
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро:
1. Наблюдение за неживой природой
1. Наблюдение
1. Наблюдение за живой природой
1. Наблюдение
1. Наблюдение за явлениями общественной жизни. Экскурсия (1раз в месяц)
2. Труд в природе
3. Подвижные игры, игры с правилами, игровые упражнения
4. Самостоятельная деятельность
5. Индивидуальная работа по развитию основных движений
Вечер: на выбор 3 основных компонента прогулки
3. Деятельность, осуществляемая в ходе дежурных моментов:
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро
Игры, игровые ситуации на общение Строительно-конструктивные игры Игры драматизации Строительно-конструктивные игры Беседа по подготовке к с. р. игре
Вечер
Совместная пальчиковая игра Сюжетно –ролевая игра Беседа по подготовке к с. р. игре Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра
4. Физическая культура и здоровье:
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро
Обучение спортивным играм Индивидуальная работа по развитию ОВД День Здоровья
(2-ой четверг месяца)
Вечер
Индивидуальная работа по развитию ОВД Обучение спортивным играм Спортивные развлечения
5. Коммуникация
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро
Дидактические игры по оформлению грамматически правильной речи Дидактические игры по обучению рассказыванию Дидактические игры по ЗКР Беседа по гражданско-патриотическому воспитанию Дидактические игры по закреплению словаря
Вечер
Индивидуальная работа по ЗКР Дидактические игры по нравственному воспитанию Индивидуальная работа по грамматически-правильной речи Артикуляционная гимнастика.
Дидактические игры по обучению грамоте Беседа по культуре поведения
6. Познание, Безопасность, Труд
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро
Труд в уголке природы Беседа по ознакомлению с природой. Целевая прогулка Беседа и дидактические игры по ППД Наблюдение в уголке природы.
Дидактические игры природоведческого характера Дидактические игры по ФЭМП
Вечер
Индивидуальная работа по ФЭМП Опытный эксперимент Хозяйственно-бытовой труд Беседа или дидактические игры по ОБЖ Коллективный труд
7. Образовательная область Музыка
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро
Дидактические игры по музыкальному воспитанию
Вечер
Хороводные игры Индивидуальная работа по муз. воспитанию Беседа по ознакомлению с искусством Беседа по художественному воспитанию.
Дидактические игры Слушание произведений,
сказок в грамзаписи
8. Образовательная область Художественное творчество:
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро
Индивидуальная работа по освоению КГН самообслуживания Индивидуальная работа по рисованию с сыпучими материалами Индивидуальная работа по рисованию карандашами.
Индивидуальная работа по аппликации
Вечер
Индивидуальная работа по рисованию красками Индивидуальная работа по лепке Индивидуальная работа по конструированию и Ручному Труду Беседа по ознакомлению с окружающим миром
9. Образовательная область Чтение художественной литературы:
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утро
Знакомство с малыми фольклорными формами Работа в книжном уголке Чтение произведений художественной литературы Знакомство с малыми фольклорными формами Чтение произведений художественной литературы
Вечер
Разучивание стихотворений Знакомство с детскими писателями Разучивание стихов Повторение стихов
Циклограмма деятельности младших групп:
Время суток Понедельник
(развитие речи) Вторник
(физическое развитие) Среда
(сенсорика, моторика) Четверг
(ознакомление с окружающим) Пятница
(общение)
1 2 3 4 5 6
Утро 1. Индивидуальные беседы.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Рассматривание игрушек.
4. Слушание и повторение песенок и потешек. 1. Полоса физического развития.
2. Подвижные игры.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Игровой массаж.
5. Пальчиковая гимнастика. 1. Дидактические игры.
2. Индивидуальные
занятия в сенсорной зоне.
3. Игры для развития моторики.
4. Игры в Центре воды и песка 1. Наблюдения за объектами природы.
2. Рассматривание иллюстраций (по изучаемым темам)
3. Экологические игры с игрушками и бросовым материалом. 1. Беседы.
2. Игровые воспитыщие ситуации.
3. Подвижные игры коммуникативного направления.
4. Совместные игры детей.
1-я половина дня
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Словесные игры.
3. Малые фольклорные жанры.
4. Чтение художественной литературы
1. Разучивание новых подвижных игр.
2. Адаптационная гимнастика.
3. Прогулка с высокой двигательной активностью.
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Работа с Монтессори-материалами.
3. Игры-упражнения по самообслуживанию
1. Материалы на стенде познавательного развития.
2. Рассматривание картин и натуральных объектов.
1. Игры-беседы на тему «Познай себя».
2. Игры, этюды
(психогимнастика)
3. Совместные игры с предметами.
2-ая половина дня 1. Тетрализованные и сюжетно-ролевые игры.
2. Чтение художественной литературы 1. Логоритмика.
2. Подвижные, имитационные игры.
3. Занятия на дорожке здоровья.
4. Артикуляционная гимнастика. 1. Пальчиковая гимнастика.
2. Конструктивные игры, продуктивная деятельность 1. Игры в Центре воды и песка.
2. Дидактические игры, в том числе с природным материалом 1. Развлечение.
2. Сюжетные игры с предметами-заместителчми.
3. Подвижная деятельность
Вечер 1. Наблюдения в природе.
2. Настольные игры.
3. Разучивание чистоговорок 1. Имитационные игры.
2. Народная игра 1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
2. Настольно-печатные игры
(сенсорика) 1. Рассматривание иллюстраций.
2. Словесные игры Настольно-печатные игры
(в подгруппах)
В нашем малокомплектном дошкольном учреждении две разновозрастных группы: младшая (2-4г) и старшая (4-7л). В течение продолжительного времени мы разрабатывали сетки занятий, в соответствии с требованиями программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы. Трудность была в том, что количество занятий в неделю у детей разного возраста неодинаковое. Мы руководствовались следующими ориентирами:
• Максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группе не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной – трёх.
• Их продолжительность в мл. и ср. гр не более 10-15 мин, в старшей -20мин, а в подготовительной -25 мин.
• Использование разных типов занятий
Предлагаем вам наши варианты сеток занятий для младшего возраста детей 2-4л и старшего с 4-7лет:
НОД (непосредственно организованная образовательная деятельность) в старшей разновозрастной группе детей 4-7л (автор Гурьева М. В) :
ПОНЕДЕЛЬНИК 1. Познание:
Формирование целостной картины мира; расширение кругозора (4-7л)
2. Коммуникация:
Развитие речи (5-6л)
3. Музыкальное (5-6л)
4. Коммуникация:
Обучение грамоте (6-7л)* ЧЕТВЕРГ 1. Познание: ФЭМП (6-7л)
2. Коммуникация:
Развитие речи (4-5л)
3. Музыкальное (4-7л)
4. Художественное творчество:
Аппликация (4-7)* 2 раза в месяц
ВТОРНИК 1. Познание: ФЭМП (6-7)
2. Художественное творчество:
Рисование (4-7л)
3. Физическая культура (4-7л)
4. Познание:
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (5-7л)*
ПЯТНИЦА 1. Коммуникация:
Чтение художественной литературы (6-7л)
2. Художественное творчество:
Рисование (5-7л)
3. Физическая культура на улице (4-7л)
СРЕДА 1. Познание: ФЭМП (4-6л)
2. Художественное творчество// Коммуникация:
Лепка (4-7л)//
Чтение художественной литературы (4-6л)
3. Физическая культура (4-7л)
4. Коммуникация:
Развитие речи (6-7л)*
*- вечернее занятие
//- чередование занятий
НОД (непосредственно организованная образовательная деятельность) в младшей разновозрастной группе детей 2-4лет:
Дни недели Образовательная область Занятие
Понедельник 1. Художественное
творчество (3-4 года)
2. Физическая культура (все)* Рисование
Вторник 1. Познание (3-4 года)
2. Коммуникация (все)
3. Художественное творчество (2-3 года) Формирование элементарных математических представлений
Развитие речи
Рисование
Среда 1. Познание целостной картины мира (все)
2. Музыка (все)
3. Художественное творчество (2-3 года) Ознакомление с окружающим миром и природой
Лепка
Четверг 1Художественное
творчество (3-4 года)
2. Музыка (все)
3. Физическая культура (все)*
Лепка// Аппликация
(чередуются 1 раз в 2 недели)
Пятница 1. Коммуникация (2-3 года)
2. Физическая культура (все)*
Развитие речи
*Обратите внимание на приложение, в котором представлены таблицы разных типов занятий, распределение обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем, а также представлены особенности организации занятий по рисованию, лепке, аппликации в разновозрастной группе.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с.
2. Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду : практ. пособие/Т. А. Коробицына, Н. А. Кочкина, Н. Н. Кузнецова, т. а. Парфеньева, Е. Г. Ромицына, Т. А. Хвиюзова, а. Н. Чернышева. -Архангельск: АО ИППК РО, 2008-154с.