Ольга Долгалева
Сценарий мероприятия в старшей группе «Календарь народных праздников на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия в старшей группе
«Календарь народных праздников на Руси»
Тема:
Здоровье сберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
• Технологии эстетической направленности
Публикация «Сценарий мероприятия в старшей группе „Календарь народных праздников на Руси“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Подвижные и спортивные игры
• Технологии музыкального воздействия
Образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно-эстетическое развитие
Цель:
Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
Задачи:
Образовательные
Познакомить детей с традициями празднования : Рождества, Масленицы, Пасхи, Ивана Купала, Осенин, с народными приметами, обрядами.
Развивающие
Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси, интерес к народной культуре, потребность в получении информации.
Формирование навыков общения с культурным наследием.
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству, к народным играм.
Предварительная работа:
изучение наизусть колядок, стихов о народных праздниках, пословиц, частушек, народных примет.
Возраст: дети подготовительной группы 5-6 лет
Материалы и оборудование:
свеча, звезда, соломенное чучело, зеленое покрывало, календарь, подарки колядующим.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организазационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.
"Для дорогого гостя и ворота настеж".
Дети входят (по 3 чел) под рус. нар. мелодию. Выстраиваются полукругом.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришло много гостей, а давайте с ними поздороваемся, как в древности с поклоном.
2. Вступительное слово.
Воспитатель: Наши предки любили и умели веселиться. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами»,
Пели песни, плясали. А вы, ребята, любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?
Дети: Да. Праздники волшебные и веселые. Новый год, Рождество, Масленица, Пасха…
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?
Дети: Предки – это те люди, которые жили до нас.
Воспитатель: Наши предки – русские люди, они жили на Руси – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? На волшебном ковре-самолете. Садитесь, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени. Полетели. (музыка На ИД зима на Руси)
3. Беседа о Рождестве.
И вот ребята мы с Вами и с нашими гостями оказались в Древней Руси. Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится. Среди праздников народ выделял самые великие и любимые. А чтобы мы в них не запутались, создадим свой календарь древних праздников.
Воспитатель: Самый любимый и известный праздник зимы это Рождество.
А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).
Рождество – великий праздник,
Рождество – благая весть:
За людей рождён заступник
И Спаситель всех нас есть!
С этой радостью спешим мы
От души поздравить вас –
Мира, счастья и покоя
Каждый день и каждый час.
Воспитатель: По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.
Воспитатель: Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
А вы знаете другие традиции этого праздника? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.
Воспитатель: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа. Парни и девушки рядились, группами ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками.
4. Восприятие фольклора.
Воспитатель: А мы ведь с вами, ребята, тоже знаем колядки. Ну, а раз мы с вами в прошлом, то давайте оставим свой след.
Исполнение колядок.
Вот как весело праздновали Рождество. Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество.
Воспитатель: Ребята, а теперь садитесь на наш волшебный ковер- самолет, и в путь.
5. Беседа о Масленице.
Воспитатель: Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны (Масленица)
Мы масленицу дожидали
1к.
А мы масленицу дожидали
Мы на горушку выходили
Ой ладу, ладу выходили
Ой ладу, ладу выходили
2к.
Сыром горушку посыпали
Маслом горушку поливали
3к.
Наша масленица дорогая
Она гостьюшка годовая
4к.
Ой Ты масленица – кривошейка
Покатайка нас хорошенько
Воспитатель: Масленицу называли широкой, веселой.
Масленица — праздник проводов зимы и встречи весны. А названа она так потому, что русские люди до Поста ели коровье масло, на котором жарились блины, оладьи, лепешки.
Стихотворение про Масленицу
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Воспитатель: Праздновали Масленицу 7 дней. Всю неделю люди веселились, смеялись, пели песни, гуляли, ходили в гости. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения. А чучело, сделанное из соломы (Показ чучела) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями. Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились.
А вы любите веселится?
Исполнение масленичных частушек.
Воспитатель: Итак, ребята, на календаре отметим еще один народный праздник "Масленицу"
Воспитатель: Ребята, нам пора в путь.
Воспитатель: Да вы только посмотрите, это же выставка яиц!
Как же называется праздник? Вот вам подсказка: Вернувшись из церкви, люди целовались – христосывались – и обменивались крашеными яйцами. (ответы детей) Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес»
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
6. Игра: Катание яиц.
Ведущий: Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц : делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо и чье яйцо укатится дальше тот побеждает.
Воспитатель: Ну, а теперь нам пора в путь. Полетели.
Воспитатель: Становится теплее и мы с Вами выходим из ковра-самолета на зеленую полянку.
7. Рассказ о празднике "Ивана-Купала"
Воспитатель: Летом наши предки почитали праздник Ивана-Купала. Купала- древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Название праздника "Иван Купала" пошло от слов - погружать в воду.
Поэтому в этот день обливают друг друга водой, купаются в реке, разводят костры, поют песни, гадают, водит хороводы.
День Иванов — праздник древний,
Память предков в нём живет,
Пусть и город и деревня
В наш вольется хоровод.
Самая макушка лета —
Буйство зелени, цветов.
Будем вместе до рассвета
Хороводить у костров.
Будем петь и танцевать,
И вдоль берега реки
До рассвета проплывать
Будут девичьи венки.
8. Хоровод. «Капуста».
Вот и мы с Вами станем в хоровод.
Воспитатель: Ни один праздник, а тем более летний не обходился без шуточных песен.
Песня «Жил я у пана».
Воспитатель: Продолжаем составлять наш календарь народных праздников. Лето-Ивана Купала.
Воспитатель: Ну, что-же пора в путь, все на ковер-самолет. Полетели.
9. Рассказ об осенних праздниках.
Воспитатель: В торжественный день Осенин крестьяне одевали лучшие одежды и собирались на высоком берегу у открытой воды. Приласкает бабье лето, полетит «богородицина пряжа». Жнеи неспешно поведут последний хоровод под старинные песни, почитая последний сноп. Наряжали его, в дом вносили с почетом, ставили в красный угол.
Дети: Густое жито, колосистое,
Семенистое, ядренистое,
Где гора, там жита копна,
Где лужок, там жита стожок,
Где долина, там жита скирда.
Как на небе звезды часты,
Так на поле копны густы.
Как на небе месяц высок,
Так на поле стожок широк.
Воспитатель: Девушки выносили на полотенце пирог да водицу родниковую. Пирог «Богач» из чистой пшеничной муки, украшенный особыми знаками. Пирог надо было разрезать так, чтобы ни крошки не пропало, одаривая всех на величание Осени. Осень, осень, в гости просим!
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С самоваром, с пирогом!
Песня «Самовар»
11. Итог.
Воспитатель :Вот и завершается наш календарь Осенинами. А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками, с которыми дальше будем знакомится на занятиях. До свидания.