Получи документы

Народные праздники в ДОУ

Лифразат Гаджижалилова
Народные праздники в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Народные праздники в ДОУ

«…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т. е. то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия… В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности» - писал М. И. Калинин

Публикация «Народные праздники в ДОУ» размещена в разделах

Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по - новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю. Это отражено в программе духовно-нравственного воспитания и развития личности воспитанников. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится : «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Обучая детей народному творчеству, нами решались следующие задачи:

1. Приобщать детей к народной культуре, через фольклорные праздники.

2. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.

4. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений.

В своем опыте работы мы наметили следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Организация народных праздников и соблюдений традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

В своей работе использую ряд программ, направленных на ознакомление детей с народной праздничной культурой, таких как: «Приобщение детей к русской народной культуре» О. Князевой и М. Маханевой. Программа направлена на активное приобретение детьми дошкольного возраста (3-7 лет) культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

В системе музыкального дошкольного воспитания русская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Народные праздники имеют особую значимость, по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности.

Ценность фольклорного или народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.

Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:

– информация о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональная отзывчивость;

– обсуждение и изготовление подарков для детей;

– разучивание песен и хороводов;

– установление сроков мероприятий, выбор ответственных, дополнительная информация.

Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя : традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.

Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что необходимо формировать нравственно-эстетические чувства, воспитывать любовь к Родине.

Опираясь на вышеперечисленные критерии, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников: за три последних годы работы с детьми возросло количество детей с высокой степенью развитости по народной праздничной культуре. Расширены представления о ценности народной музыкальной культуры в духовном мире человека через народные танцы, в которых дети черпают русские нравы и обычаи и русский дух свободы творчества, хороводы, песенное творчество; увеличился интерес и желание детей и родителей к участию в народных праздниках.

В своем опыте работы я опиралась на духовно-нравственный потенциал отечественных традиций. Использовала разнообразные виды и формы: беседы, театрализованные представления, досуги, развлечения, праздники, посиделки.

Являюсь членом творческой группы по разработке проекта ДОУ «Приобщение к истокам к русской народной культуре».

Составила планирование по ознакомлению детей с народной праздничной культурой в различных видах музыкальной деятельности. Для этого подобрала репертуар для всех возрастных групп. Составила картотеку народных игр, песен, хороводов, закличек, используемых в народных праздниках, собираю фонотеку народных мелодий.

Разработала проект совместно с воспитателем старшей группы по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой. В соответствии с планом составлены сценарии праздников, развлечений. Народные праздники представляют собой единое праздничное действие и детей и взрослых.

Разработан системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ. В детском саду регулярно проводятся народные праздники : «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки» и др. Активными участниками которых являются взрослые и дети.

Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.

Кроме этого постепенно углубляются и усложняются знания и представления ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях. Выстраиваю взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем, использую наглядность, сочетаю интеллектуальную и творческую активность ребенка.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей.

Для проведения народного праздника составляется сценарный план работы. Желательно использовать местные музыкальные традиции, обычаи, игры. В основе каждого фольклорного праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрылась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара: стихов, песен, плясок, игр, хороводов и т. д.

Обязательно учитывается уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных данных, двигательных навыков. В программе праздника рекомендуется сочетание разных видов искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. В каждый праздник входят народные песни, потешки, танцы, пословицы, загадки. Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность. Значимую часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям.

Основным результатом педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского народа.

Этапы проведения праздника

Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.

1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение зала, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или небольшой роли на празднике, изготовление подарков, поделок, сюрпризов.

2. Совместные игры. Они могут проводиться как в зале, так и на улице, в зависимости от праздника. Игры могут быть в общем кругу при роле педагога, так и небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмические композиции, которые проигрываются ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.

3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника.

4. Спектакль-сказка или утренник по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, выразительному исполнению своих ролей.

Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребё нка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать? Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.

В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.

Я стараюсь составлять сценарии праздников, которые доставляли бы детям настоящий праздник, вызвав бурю эмоций и чувств. Только возвращение к русскому фольклору, к его истокам, народным традициям и православным праздникам поможет нам противостоять бездуховности современного мира.

Итогом эффективной работы педагога всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Эти праздники народные»Дидактическая игра «Эти праздники народные» Целью образования безусловно является приобщение детей к истории, этнокультуре, родному языку. Знакомство детей с народными традициями развивает.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Народные праздники. Масленица» Тема: Народные праздники. Масленица Цели: знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси»Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси» Цель изготовления лэпбука «Весенние народные праздники на Руси»: приобщение детей к русской национальной культуре на основе старинных.

Народные праздники на Руси Тема проекта: Народные праздники на Руси. «Масленица и пасха в детском саду» Тип проекта: долгосрочный, творческий, игровой, обучающий.

Народные праздники в детском саду «Пасха»Народные праздники в детском саду «Пасха» В методической литературе можно найти разнообразные издания на тему использования различных форм работы по развитию речевых навыков детей.

Народные праздники в ДОУ Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Приобщение детей к татарской народной культуре. Народные праздники в детском садуПриобщение детей к татарской народной культуре. Народные праздники в детском саду Народные праздники в детском саду Начиная с 1989 года, приоритетным направлением нашей работы является приобщение детей к татарской народной.

Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники «Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.» К. Д. Ушинский Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники в ДОУ
Опубликовано: 8 июня 2018 в 12:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные праздники в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лифразат Гаджижалилова (УИ 730751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД