Алиева Елена Дмитриевна
Народные праздники на Руси
▼ Скачать
Тема проекта:
«Масленица и пасха в детском саду»
Тип проекта:
долгосрочный, творческий, игровой, обучающий
Участники проекта:
• дети старшей группы (5- 6 лет);
• воспитатель группы №4 Алиева Елена Дмитриевна
• музыкальный руководитель;
• родители воспитанников;
Место проведения: МКДОУ№12 с. Юца
Срок реализации: 20-26 февраля и с 9-16апреля.
Возраст детей: Дошкольники 5 – 6 лет.
Публикация «Народные праздники на Руси» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Проблема: В условиях регионализации образования всех уровней в субъектах РФ отчетливо наблюдается тенденция к обновлению деятельности образовательных организаций. В последние годы незаменима роль детских садов в качестве социокультурного посредника между детьми и обществом, между сменяющими друг друга поколениями, а также в обеспечении непрерывности существования культуры в едином временном пространстве и т. д. При этом дошкольная организация в каждом поликультурном регионе страны, должна работать на опережение и становиться центром культурного обогащения и духовного воспитания детей в конкретном населенном пункте. Особое место в воспитании детей отводится национальным праздникам, которые являются наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом один из них приходит и уходит, а другие существуют веками. Одни национальные праздники связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны, другие –с религиозным календарем (Рождество, Троица, Пасха). Каждый праздник имеет свои обычаи, традиции и т. д. В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города, объединяют родственников, помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают нравственные чувства. На празднике обмениваются новостями, рассказывают о прошедших в стране или местности, событиях. При правильной работе взрослых с детьми по организации разных народных праздников в сознании ребенка появляется понимание данной ребенку жизни и историии народа, формируется представление о государстве и этносах, понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей или группы.
Для детей народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие сезонные изменения в природе происходят, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).В целом педагогический процесс, направленный на ознакомление детей с национальными праздниками сложный и важный.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы и Пасхи, в которых переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одними из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и в начале весны- Светлая Пасха. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами, куличами и расписными яйцами угоститься да песни попеть. Познакомив детей с традициями проведения этих праздников, мы постарались, чтобы они были не сторонними наблюдателями, а принимали непосредственное участие в праздниках, которое, как мы считаем, оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этих веселых и немножко грустных праздников. Тема праздников очень объемна, и чтобы постараться охватить как можно больше познавательной информации, нами было принято решение разработать проект. Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго.
Цель проекта: повышение интереса к традициям русского народа (праздники Масленица и Пасха).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица» и праздником «Светлой Пасхи.»
2. Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования Масленицы и христианской Пасхи;
3. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре;
Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей к традициям проведения народного праздника – Масленица и Христианской Пасхи через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии; Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику; Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный этап:
1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
2. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о праздниках.
3. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар).
4. Начать формирование игротеки народных игр.
(Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Пройди в ворота», «Молчанка» «Катание яиц.» «Биться яйцами.». Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», и т. д.).
5. Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов и лучшую поделку на тему «Светлая Пасха.».
План реализации проекта: II этап – практический к празднику Масленица :
День недели Как называется в Масленицу Цель Мероприятия
Понедельник «Встреча» Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. 1. Беседа «Что за праздник, Масленица?»;
2. Изготовление чучела Масленицы;
3. Поговорки про масленицу;
4. Заучивание стихотворения «Масленица».
Вторник «Заигрыш» Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. 1. Беседа «Почему Масленица называется Масленицей?»;
2. Аппликация «Солнышко.»
3. Изготовление украшений для участка;
4. Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»;
5. Разучивание масленичных закличек.
Среда «Лакомка» Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. 1. Слушание песни «Песня блинам», «Как на масленской неделе»;
2. Разучивание стихотворения «Про Масленицу»;
3. Конкурс «Продолжи пословицу»;
Четверг «Разгуляй» Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. 1. Игры-эстафеты:
«Перетягивание каната»,
«Напои водой Мороза и Зиму»;
2. Беседа «Вот мчится тройка удалая» (рассматривание картины); 1. Изготовление поздравительных открыток;
3. Рисование блинов.
4. Игры – развлечения: «Плетень», «Ручеек
Пятница «Посиделки»
(Тёщины вечерки) Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Развлечение «Масленица», сжигание чучела.
Практический этап- к празднику Светлой пасхи
День недели Цель Мероприятия
Понедельник Познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями. 1. Беседа «Что за праздник, Светлая Пасха?»;
2. Рассматривание иллюстраций посвященных Пасхе.
3. ННОД по теме «Светлая пасха» - изготовление вербы
3. Поговорки и загадки про Пасху;
4. Заучивание стихотворения «Пасха».
Вторник Познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника 1. Беседа «Что является символом пасхи.»
2. Поговорки и загадки про Пасху.
3. Аппликация «Пасхальные Яйца».
4. Разучивание пасхальных обычаев
5. Игра «Катись яичко».
Среда Развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа. 1. Слушание песни
«Колокольный Звон.»
2. Разучивание песни про пасху.
3. Конкурс «Пасхальные яйца необычной раскраски»
4. Игра «Перенеси яйцо в ложке.»
Четверг Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям 1. Рисование» Самый красивый кулич.»;
2. Беседа про чистый четверг. .
3. Игры – развлечения:
«Катание яиц».
4. Лепка «Яйца и курочки.»
Пятница Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. Просмотр выставки- «Светлая Пасха.» Чаепитие с куличами и крашеными яйцами
Заключительный этап:
Проведенных мероприятий по проекту «Масленичная неделя» и «Пасхальная неделя» (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта); составление презентации «Народные праздники в детском саду.» и показ его на педсовете.
У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздников
Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздников.
Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными праздникам.
Дети научились играть в народные игры, проводимые в масленичные и пасхальные дни.
Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: дети получают новые знания, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания по теме проекта, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий
Используемая литература:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. :