Нина Пилипчук
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Народные праздники. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Народные праздники. Масленица
Цели: знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям.
Задачи:
• познакомиться с традицией празднования Масленицы, с народными традициями русской культуры;
• раскрыть духовный смысл Масленицы через знакомство с музыкальными произведениями, картинами русских художников;
• способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами;
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе „Народные праздники, Масленица“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
• развивать внимание, память, познавательную активность детей;
• прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.
Форма организации: фронтальная
Методы проведения: словесные, наглядные
Оборудование и материалы: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Масленица», подготовка материала к играм.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «теща», «золовка», «зять»; подготовка детей – «скоморохов» к занятию.
Ход ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово воспитателя:
Слайд 1. «Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины. "
А. С. Пушкин
- Так писал А. С. Пушкин в своей поэме "Евгений Онегин". Конечно, в преддверии праздника сегодня мы будем говорить о Масленице. Это самый веселый праздник, самый народный и сытный, который длится целую неделю.
Воспитатель: Слайд 2. Наши далекие предки - славяне поклонялись языческим богам и блины служили жертвоприношением богу Ярило. В те же далекие времена появилась традиция праздновать весеннее равноденствие, т. е. праздновать Масленицу. Символом Масленицы стали блины.
Слайд 3. Масленица приходится на неделю и буквально переполнена праздничными делами. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.
Слайд 4. Понедельник — встреча.
Воспитатель: В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Слайд 5. Вторник — заигpыш.
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления.
Слайд 6. Среда — лакомка.
Она открывала угощение во всех домах блинами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.
Слайд 7. Четверг — разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья.
Слайд 8. Пятница — тещины вечера.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодым парням и девушкам в нахождении себе пары. В этот день зятья посещали своих тещ, для которых они пекли блины и устраивали настоящий пир.
Слайд 9. Суббота — золовкины посиделки.
В субботний день молодые невестки принимали у себя родных.
Слайд 10. Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем» : родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просить прощения за умышленные или случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году.
Слайд 11. При встрече говорили: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». Собеседник отвечал: «Да простит тебя Бог, и я прощаю». После чего в знак примирения нужно было поцеловаться.
Воспитатель: А теперь, ответьте на вопросы
1. Какой день называли целовальником? (воскресенье).
2. Какой из дней именовался "Разгул"? (четверг).
3. В этот день готовили чучело Масленицы… (понедельник).
4. Этот день знаменуется началом веселых игр и именуется "Заигрыш" (вторник).
5. В этот день молодые невестки принимали у себя родных (суббота).
Воспитатель: А сейчас мы пройдем в картинную галерею. Широкую Масленицу мы увидим сегодня глазами известных художников. Многие художники создавали картины на тему «Масленицы», но, самые яркие создали Б. М. Кустодиев и В. И. Суриков.
Слайд 12, 13, 14. Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.
Воспитатель: Ребята, о чем рассказывают нам картины Кустодиева? (ответы детей).
Воспитатель: Слайд 15. А это картина В. И. Сурикова “Взятие снежного городка”.
Снежный городок строился на площади города, села. Обычно он состоял из двух стен с воротами в виде арок между ними. Стены обливались водой. На воротах устанавливались разные фигуры, чаще это был петух. Участие принимали в этой игре мужчины. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Пешие защищали городок, а конные - атаковали. Взять городок можно было только разрушив его. Осаждаемые оборонялись ветками, метлами, лопатами; засыпали врагов снегом. Первый, кто прорывался через ворота, считался победителем.
Воспитатель: Слайд 16. Масленица нашла отражение и в музыке. Великий русский композитор П. И. Чайковский написал музыкальную пьесу «Февраль. Масленица».
1. Как вы думаете, ребята, что хотел передать в музыке автор?
2. Какие картины вы представляете, слушая пьесу?
3. Какое настроение создаёт у слушателя музыка?
Воспитатель: Слайд 17. Посмотрите, ребята, кто к нам в гости пришел. Это скоморохи.
Скоморох (1 ребенок) : Здравствуй, весна-краса!
Скоморох (2 ребенок) : Здравствуйте и вы, люди добрые. Мы скоморохи, пришли веселить да Масленицу праздновать.
Скоморох (1 ребенок) : Приезжай к нам в гости, Масленица,
На широкий двор, на горках покататься,
В блинах поваляться, сердцам потешаться!
Скоморох (2 ребенок) : Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня, на семидесяти семи санях,
На широкой лодочке, в город пировать!
Скоморох (1 ребенок) : Вот мы и позвали вену, а как встречать ее будем?
Скоморох (2 ребенок) : Как, как, а вот так!
Слайд 18. 1 игра «Скоморошки».
«Скоморохи» показывают различные движения: как медведи ходят, как гуси ходят, как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее, а дети повторяют.
2 игра «Сдуй яйцо».
Из числа детей выбираются несколько человек, которым предлагается сдуть через соломинку яйцо со стола.
Воспитатель: Милые скоморохи, вы проверили ребят на силу и ловкость. Теперь проверим их сообразительность!
Загадки:
1. Мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают (хлеб).
2. По небу ходит маляр без кисти. Краской желтой красит (солнце).
3. Все вокруг блины пекут, кушать вдоволь нам дают, и весну к нам созывают! (Масленица)
4. И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки -… (блины)
Скоморох (1 ребенок) : Вот пора пришла прощаться.
Скоморох (2 ребенок) : Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая, да на саночках расписных, да на кониках вороных, живешь, масленица, семь деньков, оставайся с нами семь годков!
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Мы говорили сегодня о веселом весеннем празднике – Масленице. Помните и сохраняйте традиции и обычаи нашего народа. И не забудьте рассказать о них своим родителям.
Ребята, а вам наше занятие о Масленице понравилось? А что понравилось больше всего?