Галина Лисник
Коммуникативное развитие дошкольников в процессе музыкального досуга
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативное развитие дошкольников
в процессе музыкального досуга
Лисник Галина Николаевна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение №23 «Улыбка»
города Дубны Московской области
dubna-dou23.ru
e-mail : galina_lisnik@inbox.ru
Публикация «Коммуникативное развитие дошкольников в процессе музыкального досуга» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Аннотация
В докладе определена важность эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в современных условиях, отмечена роль различных видов музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста.
Доклад
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский
Общение – важная составляющая успешности каждого человека.
Общение – одна из психологических категорий. Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребёнка – одна из актуальных в дошкольной педагогике. Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребёнка, в его коммуникативном развитии. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребёнок познаёт самого себя.
Ничто так не влияет на эмоциональное состояние души человека, как музыка. Музыка – универсальная форма невербального общения, мощный и доступный эмоциональный стимул, направленный на формирование эмоциональных навыков у детей дошкольного возраста.
Музыка, непосредственно обращенная к чувственной сфере, тесно связана с моторно-мышечными и интонационно-речевыми ощущениями, обладает среди других искусств особыми возможностями эмоционального, психологического, социального воздействия на ребёнка.
Социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста способствуют различные виды музыкальной деятельности :
- Восприятие
- Исполнительство
- Творчество
- Музыкально-образовательная деятельность
Самое действенное средство коммуникативного развития детей – музыкальный досуг.
Досуг обладает широким развивающим потенциалом, он уникален тем, что в нём сочетаются все виды музыкальной деятельности.
Досуг - сфера активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах.
Досуг – это время, объединяющее всех, наполненное радостью общения, главной целью которого является создание у детей положительных эмоций, формирование художественного вкуса и взаимопонимания всех участников.
«Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, тогда у него «портится голова сердце и нравственность»»
К. Д. Ушинский
Решающее значение в формировании коммуникативных навыков придаётся той деятельности, в которой ребёнок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт. Важной сферой жизни детей в дошкольном учреждении является досуговая деятельность, это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы.
Музыкально-досуговая деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
При проведении любого музыкального досуга, с целью коммуникативного развития дошкольников необходимо руководствоваться следующими принципами :
-Принцип максимального вовлечения детей в музыкально-творческую деятельность;
-Принцип детского эмоционального настроя – «занимательность», а не «развлекательность»;
-Принцип целесообразной дифференциации по склонностям и способностям;
-Принцип постоянной позитивной оценки результатов детского творчества.
Форма организации музыкального досуга зависит от характера участия детей, от целей и задач, от музыкального репертуара и его особенностей.
Все виды музыкальной деятельности, которые используются в музыкальных досугах являются наиболее доступными для развития эмоциональной и коммуникативной сфер ребёнка и не требуют от него сложной подготовки, а способствуют развитию разных сторон общения, позволяют развивать как вербальное, так и невербальное общение в интересных для ребёнка формах.
Самой близкой и доступной формой досуговой деятельности является игра.
«Через игровую деятельность и движение
ребёнок учится и в этом смысле игра
может называться ведущим видом деятельности,
т. к. определяет развитие.» Л. С. Выготский.
Музыкальные игры коммуникативной направленности – это синтез музыки с речью, движениями, тактильными пространственными зрительными ощущениями ребёнка. Музыка в играх – фактор организующий игру во времени, ритме. Коммуникативные игры производят положительные радостные эмоции, тактильный контакт, способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми.
Коммуникативные игры-танцы. Проведение музыкально-коммуникативных игр в процессе досуга, способствует развитию эмоционального интеллекта, помогает ощутить дружескую атмосферу доверия, доброжелательное отношение друг к другу.
Игры построены на невербальном взаимодействии детей (мимике, жестах позах, тактильных ощущениях). Использование в процессе досуга различных видов музыкально-коммуникативных игр, развивает эмпатию, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения.
Игры – драматизации с использованием сказочного сюжета, песенного и игрового материала, способствуют развитию уверенности в себе, снимают психоэмоциональное напряжение, развивают внимание, навыки позитивного общения, помогают ребёнку раскрыть себя.
Инсценировки, драматизации, кукольные спектакли, способствуют воспитанию у детей организованности, самостоятельности, вводят детей в мир образов, человеческих отношений и поступков. Участие в спектакле придаёт ребёнку больше уверенности и помогает справиться с робостью и стеснительностью. В процессе познавательного досуга у детей развивается интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, культура слушания и общения.
Игра на музыкальных инструментах, используется в процессе музыкального досуга и в свободной музыкальной деятельности, учит положительному эмоциональному настрою от совместной деятельности, помогает преодолеть нерешительность и неуверенность в своих силах.
В фольклорной традиции все участники являются создателями игрового действия.
Народные игры, песни, хороводы способствуют развитию коммуникативных умений и навыков в процессе досуга.
Музыкально - досуговая деятельность эффективно развивает коммуникативные способности детей на любом этапе дошкольного детства.