Лавринович Светлана Александровна
Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников"
Технология происходит от греческих слов "мастерство, искусство" и "закон, наука" - это наука о мастерстве.
Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и ведущая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).
Публикация «Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Коллекционирование
- Темочки
Технологию исследовательской деятельности следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, генерируемый в результате функционирования механизмов поисковой деятельности и построенный на основе исследовательского поведения.
Для формирования познавательной активности дошкольников представляет интерес такая технология, как коллекционирование.
Особенность сбора заключается в соответствии основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
в умении реализовывать индивидуально-личностный подход в обучении детей;
в направлении новых образовательных результатов: инициативы, любознательности и независимости детей;
способность принимать и реализовывать собственные решения.
Задачи, которые могут быть реализованы с помощью сбора:
• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
• способствовать проявлению электоральных интересов;
• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
• расширять кругозор учащихся;
• прививать навыки культуры и дизайна коллекции и сбора материала;
• формировать бережное отношение к хранению коллекций;
• обогащать и активизировать словарный запас детей;
• активизировать участие родителей в образовательном процессе.
В своей работе я в основном использую такие виды коллекционирования, как коллективные (групповые) коллекции. Например, коллекции значков, пуговиц, насекомых, ракушек и т. д.
Я придерживаюсь определенных требований к работе с коллекциями : целесообразнее собирать коллекции вместе со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетику и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости моются, чистятся, сортируются; мы размещаем образцы в идентичных коробках, ящичках, чашках и т. д.
Мы также используем домашние коллекции в образовательной и самостоятельной деятельности. Например, коллекции игрушек из "киндер сюрпризов", коллекции машинок разных размеров, коллекции мультяшных персонажей
Что собирать?
Я стараюсь выбирать тему коллекции, исходя из интересов ребенка и, конечно же, календарно-тематического планирования. Предметы коллекций должны соответствовать возрастным особенностям детского восприятия, быть доступными для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше ее развивающая составляющая.
• Я учитываю гендерные особенности детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
• учитывайте возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки с животными, в более старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д.
• Все предметы коллекции должны быть безопасны с гигиенической точки зрения и не травмировать при работе с ними.
• Я также принимаю во внимание экологический аспект (это требование распространяется на природные объекты коллекций, которые принадлежат к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, или на объекты, коллекция которых наносит вред природе (ломать ветви деревьев, вырывать растения с корнями и т. д.).
Использование коллекции
Коллекция в целом и отдельные предметы коллекции могут быть использованы в различных видах детской деятельности :
- в когнитивно-исследовательской деятельности : развитие когнитивных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)
Например: Для когнитивного развития я провожу следующие занятия:
"Чудо-кнопка". Цель состоит в том, чтобы закрепить знания детей о кнопках и их применении. Дети не только научились выкладывать простые изображения из пуговиц, но и закрепили названия цветов и оттенков. В дидактических играх на занятиях у детей развивается мышление, речь, тактильные ощущения.
Она также провела урок "История пуговиц", чтобы познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Дети узнали о различных типах пуговиц. Дети также участвовали в играх на развитие внимания, мелкой моторики рук. Ученики научились распознавать и сортировать кнопки по типу и размеру.
Кроме того, во время урока "Пуговка – путешественница", который был направлен на развитие познавательного интереса к знакомству с окружающей средой, дети закрепляли знания о животном мире различных составляющих, развивали мышление, речь, фантазию и разыгрывали фантазию.
При использовании технологии коллекционирования можно предложить такие дидактические игры: "Найди пару", "Чудесная сумка", "Посчитай", сюжетную игру "Ателье", цель которой состоит в том, чтобы дети должны были выбрать ткань для платья или костюма и пуговицы, подходящие по цвету и размеру, а также выложить мозаику из пуговиц. Рассмотрите кнопки под увеличительным стеклом. Ознакомить с качеством и свойствами материалов, из которых изготовлены пуговицы (прозрачность, вес, прочность)
Вы также можете предложить придумать разные истории о путешествиях, приключениях пуговиц и записать все в альбом под названием "Удивительные истории".
Мы используем эти виды коллекций в экспериментальной деятельности, изучаем свойства предметов, что особенно привлекает детей любого дошкольного возраста.
Коллекция может быть использована в различных видах детской деятельности :
• в познавательно-исследовательской деятельности : развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира (в средней группе - изучение свойств песка, глины, камней, фокус "Волшебная перчатка", где дети исследуют способность магнита притягивать)
• в игровой деятельности : викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры. Можно организовать игру "Бумажная страна", где дети закрепляют знания о создании, видах и свойствах бумаги. Вы можете провести сюжетно-ролевую игру "Выставка часов в музее" и т. д.
• в работе: проектирование и размещение объектов, ручной труд. Например, при изготовлении поделок можно не только использовать природные объекты, но и узнать об их свойствах: почему опадают листья? Какого цвета листья и почему? На каких деревьях растут шишки? Какая кора у деревьев?
• в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по тематике коллекции (в старшем дошкольном возрасте можно использовать чтение энциклопедий о свойствах различных материалов).
* в коммуникативной деятельности : тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т. д. Например, в беседе "Муравейник?" дети могут узнать не только о том, где они живут, как строят свой дом, но и рассмотреть различные виды муравьев в коллекции, используя загадки, стихи, рассказы об этом виде насекомых.
• в изобразительной деятельности : изготовление различных изделий детского творчества – рисунков, аппликаций, макетов. Рисуем "Перо жар-птицы", используя коллекцию перьев. Приложение "Монеты волшебной страны" с использованием коллекции монет.
• в строительстве. Вы можете организовать игру по конструированию "Автомобиля будущего".
И в заключение хотелось бы сказать, что использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности учителя в организации интересных и поучительных занятий с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - это систематизация и расширение представлений о предметах коллекционирования, их авторах, назначении, методах создания, истории "жизни" экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то сделать с материалом коллекции. И наша задача - помочь маленьким первооткрывателям увидеть прекрасное в необычном, сохранить, унести с собой неуловимую красоту, будь то птичье перо или летящий осенний лист.