Папки-передвижки

Доклад на тему «Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ»

Елена Горбунова
Доклад на тему «Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ»

В настоящее время все чаще говорится о проблеме одаренности. Раннее выявление, а затем обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. А создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Если будет недостаточно внимания уделяться развитию творческого потенциала у детей, то это может привести наше общество к культурному упадку и духовному обнищанию. Поэтому, наше общество нуждается в неординарных творческих личностях.

Публикация «Доклад на тему „Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ“» размещена в разделах

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей. Раннее выявление одаренных детей часто происходит в дошкольных образовательных учреждениях. Для развития одаренности необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изобразительной деятельности и т. п.) и родителей. Способности вырастают и развиваются при одном условии, если деятельность, которой занимается ребёнок, связана с положительными эмоциями, приносит радость и удовлетворение. Раннее развитие способностей ребенка существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению у ребенка уверенности в своих силах.

Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. А при ограничении их активности у них могут наблюдаться негативные реакции невротического характера. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас и их умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Одаренность у детей проявляется в разных областях. В дошкольном возрасте художественно-эстетическая деятельность считается одной из ведущей деятельностью для развития творческой одаренности детей. Через организацию этой деятельности решается ряд задач развития одаренности. Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения. Оно является незаменимым инструментом развития культурной личности, способной к самовыражению и индивидуальной художественно-творческой деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием музыкального, литературного произведения или произведения изобразительного искусства. Поэтому, особое внимание нужно уделить такому понятию, как «восприятие». Каждый ребенок по-своему воспринимает художественные образы, соотносит их со своим личным опытом и обогащает их собственным воображением. Организуя художественно-эстетическую деятельность, необходимо использовать принцип интеграции, который способствует более эффективному развитию ребенка. На основе интегрированного подхода можно определить путь художественно-эстетического развития и творческой одаренности : от организации деятельности через включение художественного опыта к созданию творческого продукта. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Для общения с миром прекрасного, необходимо максимально использовать возможности детей. Используя интегрированный подход, художественно-эстетическую деятельность можно представить такими направлениями: музыкальное, художественное, литературное и познавательно-исследовательское. Музыкальное направление – это слушание классических образцов и проведение вокально-хороводной работы. Художественное – создание различных продуктов деятельности по мотивам увиденного и услышанного с использованием различных техник. Литературное – знакомство детей с творчеством народно-прикладного искусства, художников, поэтов, писателей. Познавательно-исследовательское – игровые и творческие задания, экспериментирование, исследовательские проекты.

Работая с одаренными детьми, необходимо создать условия для реализации их творческих способностей. Среда, в которой одаренность могла бы актуализироваться, должна иметь следующие особенности:

- высокую степень неопределенности и потенциальную многовариативность (неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения);

- предметно-информационное обогащение среды предполагает наличие доступного и разнообразного материала для его различного использования;

- активизацию трансформационных возможностей, т. е. предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным преобразованиям;

- гибкость в использовании средств, материалов и времени (предполагает предоставление детям возможности самим ставить задачу, выбирать время и способы ее решения);

- сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами (одаренного ребенка нужно развивать не только в индивидуальной, но и в коллективной деятельности).

На основании психолого-педагогических характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

- вовлечение детей в свободные игры со сверстниками;

- моделирование для детей ситуаций незавершенности;

- вовлечение детей в специфические детские виды деятельности (предметные игры, конструирование, лепка и др.);

- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

- использование в обучении детей провокационных вопросов (постановка проблем, для устранения которых нет известных средств);

- предоставление детям возможности осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов взрослой креативности;

- обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми;

- стимулирование самостоятельности детей, формирование за свое поведение;

- использование аргументированной оценки для анализа действий;

- создание атмосферы взаимопонимания и возможности творческого использования знаний.

При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об организации соответствующей развивающей среде и поддержке одаренных детей со стороны взрослых.

В нашем дошкольном учреждении для дополнительной работы по художественно-эстетическому воспитанию ведется общеобразовательная услуга «Удивительный мир». Целью этой услуги является формирование и развитие интереса к миру искусства с использованием интеграции всех видов художественно-эстетической деятельности. Решаются следующие задачи: создание условий для индивидуального развития способностей ребенка; развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления; формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах. Сущность художественно-эстетического воспитания детей – это сложный многоуровневый процесс, направленный на формирование потребности не только к активному и осознанному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности. Таким образом, художественно-эстетическая деятельность формирует креативную, творческую личность, необходимую для нашего общества.

Публикации по теме:

План-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группыПлан-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группы .

Создание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 летСоздание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 лет Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня мой рассказ об опыте работы с детьми по созданию коллекций детской одежды для бумажных.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Художественно-эстетическая деятельность в средней группе на тему «Весна»Художественно-эстетическая деятельность в средней группе на тему «Весна» Всем коллегам и просто пользователям моего любимого Всероссийского образовательного портала" Маам" добрый вечер. Спешу поделится с Вами.

Образовательная Деятельность по художественно-эстетическому развитию (конструирование) на тему: «Цветущий кактус». Задачи: 1. Формировать у детей умение создавать объемную поделку «Кактус», используя природный и бросовый материал, 2. Способствовать развитию.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет)Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет) Всем известно, что творчество играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. В каждом ребенке обязательно скрыт талант,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему «Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ»
Опубликовано: 21 марта 2020 в 18:03
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД