Темаева Мадина
Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы изменилось представление об интернациональном и национальном. Если в устаревшем упрошенном понимании интернациональное рассматривалось как нечто национальное, то в наше время оно трактуется как расширение национального до осознания своей общности с различными нациями. Сегодня национальное рассматривается как необходимый элемент интернационального. Интернационалистское
сознание немыслимо без национального самосознания.
Публикация «Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Каждая нация - часть человечества, его достояние, поэтому она является индивидуальной носительницей общечеловеческих черт и ценностей. В основе интернационального воспитания детей - формирование отношения к людям разных национальностей. Каким оно должно быть? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенным на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым прежде всего своего родного народа и национальностей. Мы всегда понимаем необходимость национального
воспитания, т. е. воспитания у детей любви к своему родному народу, и
рассматриваем его как одну из первоочередных задач патриотического
воспитания. Мы в полной мере осознаем уже в первые годы жизни человек должен
всей душой, всем сердцем полюбить родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю», чтобы никогда не заболеть национальным нигилизмом. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов,
проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей. Вместе с тем мы не упускаем из виду, что чрезмерное увлечение
национальным воспитанием может привести к такой странной болезни как национализм. И чтобы этого не случилось, мы не ставим акцент на «национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете».
Естественно, мы не воспитываем отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому мы обогащаем детей представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, его высоких нравственных качествах, о том, что сближает, роднит народ с другими: стремление к миру и дружбе, любовь к родному краю, добросовестный труд на ее благо, готовность встать на ее защиту.
Вместе с тем, мы не перегружаем детей знаниями географического,
исторического характера. Нам кажется, что достаточно знать герб, флаг своей страны и республики, в которой мы живем.
Каковы же духовные, нравственные ценности, общие для людей всех рас и национальностей, выработанные веками и тысячелетиями, которые может постичь ребенок дошкольного возраста. Бесспорно, в их первом ряду гуманные качества: доброта, внимание, заботливость, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к самому близкому человеку на Земле - маме, дружелюбие, честность и правдивость, трудолюбие. Перечень этих качеств можно продолжить, но хочется назвать еще одно, особое свойство - юмор, присущий каждому народу, вбирающий в себя и нравственные, и интеллектуальные, и эстетические чувства. Юмор наполняет жизнь весельем,
делает ее более интересной, мажорной. И что совсем немаловажно - дети тянутся к нему, им нравится «смеяться». Юмор - витамины для них. Наша главная задача - суметь сосредоточить внимание на самых основных общечеловеческих нравственных качествах, без которых человек - не человек.
Общеизвестна огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, общение его представлений о добре и зле, пробуждение и развитие социальных чувств, углубление жизненного опыта. Благодаря некоторым хрестоматиям, куда вошли произведения поэтов и писателей Дагестана, мы с раннего возраста приобретаем к многонациональной литературе. Наряду с русскими авторами мы знакомим с произведениями Ф. Адиевой, Р. Гамзатова, А. Исмалова, Н. Юсупова.
Формирование уважения к народам нашей и других стран, республик начинается с воспитания интереса к сверстникам разных национальностей.
Одним из ведущих средств решения этой важной задачи была и есть
художественная литература (ее разные жанры : потешки, стихи, прибаутки, колыбельные, сказки). Из книг, мы детей знакомим об особенностях жизни и быта своих сверстников, а так же о том, что характерно для ребят всех национальностей : они шаловливы, фантазеры, любят петь, танцевать, слушать сказки, играть. И еще очень-очень любят своих мам и всех тех, кто нуждается в их опеке, помощи.
Нравственные чувства осознаются дошкольниками в поступках, действиях, ситуациях, событиях. Высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок) используются ситуации их художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети. Комментирование поступков литературных героев сверстников обогащает опыт дошкольников, активизирует их эмоциональное оценочное отношение к окружающим. Если гуманные, нравственные качества, трудолюбие свойственны героям разных
национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.
В связи с этим при отборе художественных произведений национальных авторов мы ориентируемся на следующем. Симпатичные герои (дети, любящие своих самых близких (прежде всего маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, отзывчивость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках (или по крайней мере стремлении их совершений требующих трудолюбия и хотя бы минимального с точки зрения взрослого)
умения трудится. Без всего этого реальной любви и дружбы не существует. В то же время желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось сулыбкой, по-доброму (ведь это будет воспитывать кроме нравственных качеств, еще и чувство юмора, а отрицательные проявления (эгоизм, лень, жестокость, жадность) высмеивались.
Во время работы с детьми мы используем прибаутки, потешки, заклички, колыбельные разных национальностей. Во время сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» девочки укладывают спать кукол - деток под колыбельную «Лалсур-бай-лакс», «месяц по небу плывет» - даргинский, пестушки - «Хлоп да хлоп» - кумыкская. «По сыночка» аварская. В
подводных играх используем считалки «Надень папаху» аварская, прибаутки «Цып цып» даргинская, считалки «Что с тобою чучело?» рутульская, заклички «Тучка» аварская, «дождик» аварская, «Лейся дождик» кумыкская, «Где ты солнце» даргинская. Дети с удовольствием слушают сказки о животных: «Медведь, волк и лиса» даргинская, «Лиса и волк» табасаранская, «Лиса, волк и медведь» аварская. Сказки волшебные: «Синяя птица» даргинская, «О чудесной птице» кумыкская, «Брат и сестра» аварская,
«Четыре ума» кумыкская. В этих сказках одобряется храбрость, смелость,
отвага, доброта, дружба, взаимопомощь, любовь, уважение, высмеивается
трусость, ложь, слабость, зависть.
Чтение стихов национальных поэтов, народных сказок поможет подвести детей к мысли, что среди людей любой национальности встречаются и заботливые, и приветливые, и трудолюбивые. Каждому хочется, чтобы рядом был с ним добрый, внимательный, жизнерадостный, не боящийся трудностей друг, русский ли он аварец, даргинец, лезгин, кумык. И главное не в том какой национальности человек, а каков он сам.
При чтении стихотворения Р. Гамзатова «У меня есть дедушка», смотришь на детей и по глазам их видно, каждый ребенок представляет своего дедушку. В конце чтения дети начинают рассказывать про своих дедушек, особенно те дети, которые приходят и уходят в дет/сад со своими дедушками. При чтении стихотворения «Мама» то же самое. Начинают говорить, как называют маму на своих родных языках.
Знакомим детей с пословицами, поговорками народов Дагестана про дружбу, трудолюбие, уважение, скромность, честь, доброту и т. д.
С удовольствием дети слушают стихотворения кумыкской писательницы С. Мамаевой «Ай, яй, яй», с юмором относятся к небольшому сборнику вопросов-ответов даргинской писательницы Аминат Абдулманаповны Абдулманаповой «Открой мне мир, мама»
Чтобы обратить внимание дошкольников на красоту и выразительность художественных произведений мы повторно читаем отдельные рассказы, сказки, стихи и даже отдельные строки. Постепенно дети осознают, что понравившиеся рассказы, стихи написаны талантливыми людьми разных национальностей. Каждый народ гордится своими лучшими поэтами,писателями, художниками, композиторами. И самое главное ими гордится вся наша республика, страна.
Воздействие художественной литературы протекает успешно, когда мы в своей работе используем разнообразные средства и методы (рассматривание книжных иллюстрацией, репродукции картин, слушание национальных песен, в том числе и колыбельных, а также разные виды деятельности, в первую очередь игра, рисование, аппликация).