Папки-передвижки

Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей

Темаева Мадина
Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы изменилось представление об интернациональном и национальном. Если в устаревшем упрошенном понимании интернациональное рассматривалось как нечто национальное, то в наше время оно трактуется как расширение национального до осознания своей общности с различными нациями. Сегодня национальное рассматривается как необходимый элемент интернационального. Интернационалистское

сознание немыслимо без национального самосознания.

Публикация «Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей» размещена в разделах

Каждая нация - часть человечества, его достояние, поэтому она является индивидуальной носительницей общечеловеческих черт и ценностей. В основе интернационального воспитания детей - формирование отношения к людям разных национальностей. Каким оно должно быть? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенным на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым прежде всего своего родного народа и национальностей. Мы всегда понимаем необходимость национального

воспитания, т. е. воспитания у детей любви к своему родному народу, и

рассматриваем его как одну из первоочередных задач патриотического

воспитания. Мы в полной мере осознаем уже в первые годы жизни человек должен

всей душой, всем сердцем полюбить родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю», чтобы никогда не заболеть национальным нигилизмом. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов,

проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей. Вместе с тем мы не упускаем из виду, что чрезмерное увлечение

национальным воспитанием может привести к такой странной болезни как национализм. И чтобы этого не случилось, мы не ставим акцент на «национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете».

Естественно, мы не воспитываем отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому мы обогащаем детей представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, его высоких нравственных качествах, о том, что сближает, роднит народ с другими: стремление к миру и дружбе, любовь к родному краю, добросовестный труд на ее благо, готовность встать на ее защиту.

Вместе с тем, мы не перегружаем детей знаниями географического,

исторического характера. Нам кажется, что достаточно знать герб, флаг своей страны и республики, в которой мы живем.

Каковы же духовные, нравственные ценности, общие для людей всех рас и национальностей, выработанные веками и тысячелетиями, которые может постичь ребенок дошкольного возраста. Бесспорно, в их первом ряду гуманные качества: доброта, внимание, заботливость, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к самому близкому человеку на Земле - маме, дружелюбие, честность и правдивость, трудолюбие. Перечень этих качеств можно продолжить, но хочется назвать еще одно, особое свойство - юмор, присущий каждому народу, вбирающий в себя и нравственные, и интеллектуальные, и эстетические чувства. Юмор наполняет жизнь весельем,

делает ее более интересной, мажорной. И что совсем немаловажно - дети тянутся к нему, им нравится «смеяться». Юмор - витамины для них. Наша главная задача - суметь сосредоточить внимание на самых основных общечеловеческих нравственных качествах, без которых человек - не человек.

Общеизвестна огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, общение его представлений о добре и зле, пробуждение и развитие социальных чувств, углубление жизненного опыта. Благодаря некоторым хрестоматиям, куда вошли произведения поэтов и писателей Дагестана, мы с раннего возраста приобретаем к многонациональной литературе. Наряду с русскими авторами мы знакомим с произведениями Ф. Адиевой, Р. Гамзатова, А. Исмалова, Н. Юсупова.

Формирование уважения к народам нашей и других стран, республик начинается с воспитания интереса к сверстникам разных национальностей.

Одним из ведущих средств решения этой важной задачи была и есть

художественная литература (ее разные жанры : потешки, стихи, прибаутки, колыбельные, сказки). Из книг, мы детей знакомим об особенностях жизни и быта своих сверстников, а так же о том, что характерно для ребят всех национальностей : они шаловливы, фантазеры, любят петь, танцевать, слушать сказки, играть. И еще очень-очень любят своих мам и всех тех, кто нуждается в их опеке, помощи.

Нравственные чувства осознаются дошкольниками в поступках, действиях, ситуациях, событиях. Высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок) используются ситуации их художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети. Комментирование поступков литературных героев сверстников обогащает опыт дошкольников, активизирует их эмоциональное оценочное отношение к окружающим. Если гуманные, нравственные качества, трудолюбие свойственны героям разных

национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.

В связи с этим при отборе художественных произведений национальных авторов мы ориентируемся на следующем. Симпатичные герои (дети, любящие своих самых близких (прежде всего маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, отзывчивость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках (или по крайней мере стремлении их совершений требующих трудолюбия и хотя бы минимального с точки зрения взрослого)

умения трудится. Без всего этого реальной любви и дружбы не существует. В то же время желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось сулыбкой, по-доброму (ведь это будет воспитывать кроме нравственных качеств, еще и чувство юмора, а отрицательные проявления (эгоизм, лень, жестокость, жадность) высмеивались.

Во время работы с детьми мы используем прибаутки, потешки, заклички, колыбельные разных национальностей. Во время сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» девочки укладывают спать кукол - деток под колыбельную «Лалсур-бай-лакс», «месяц по небу плывет» - даргинский, пестушки - «Хлоп да хлоп» - кумыкская. «По сыночка» аварская. В

подводных играх используем считалки «Надень папаху» аварская, прибаутки «Цып цып» даргинская, считалки «Что с тобою чучело?» рутульская, заклички «Тучка» аварская, «дождик» аварская, «Лейся дождик» кумыкская, «Где ты солнце» даргинская. Дети с удовольствием слушают сказки о животных: «Медведь, волк и лиса» даргинская, «Лиса и волк» табасаранская, «Лиса, волк и медведь» аварская. Сказки волшебные: «Синяя птица» даргинская, «О чудесной птице» кумыкская, «Брат и сестра» аварская,

«Четыре ума» кумыкская. В этих сказках одобряется храбрость, смелость,

отвага, доброта, дружба, взаимопомощь, любовь, уважение, высмеивается

трусость, ложь, слабость, зависть.

Чтение стихов национальных поэтов, народных сказок поможет подвести детей к мысли, что среди людей любой национальности встречаются и заботливые, и приветливые, и трудолюбивые. Каждому хочется, чтобы рядом был с ним добрый, внимательный, жизнерадостный, не боящийся трудностей друг, русский ли он аварец, даргинец, лезгин, кумык. И главное не в том какой национальности человек, а каков он сам.

При чтении стихотворения Р. Гамзатова «У меня есть дедушка», смотришь на детей и по глазам их видно, каждый ребенок представляет своего дедушку. В конце чтения дети начинают рассказывать про своих дедушек, особенно те дети, которые приходят и уходят в дет/сад со своими дедушками. При чтении стихотворения «Мама» то же самое. Начинают говорить, как называют маму на своих родных языках.

Знакомим детей с пословицами, поговорками народов Дагестана про дружбу, трудолюбие, уважение, скромность, честь, доброту и т. д.

С удовольствием дети слушают стихотворения кумыкской писательницы С. Мамаевой «Ай, яй, яй», с юмором относятся к небольшому сборнику вопросов-ответов даргинской писательницы Аминат Абдулманаповны Абдулманаповой «Открой мне мир, мама»

Чтобы обратить внимание дошкольников на красоту и выразительность художественных произведений мы повторно читаем отдельные рассказы, сказки, стихи и даже отдельные строки. Постепенно дети осознают, что понравившиеся рассказы, стихи написаны талантливыми людьми разных национальностей. Каждый народ гордится своими лучшими поэтами,писателями, художниками, композиторами. И самое главное ими гордится вся наша республика, страна.

Воздействие художественной литературы протекает успешно, когда мы в своей работе используем разнообразные средства и методы (рассматривание книжных иллюстрацией, репродукции картин, слушание национальных песен, в том числе и колыбельных, а также разные виды деятельности, в первую очередь игра, рисование, аппликация).

Публикации по теме:

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Конспект родительского собрания «Мальчики и девочки: два разных мира. секреты воспитания в семье»Конспект родительского собрания «Мальчики и девочки: два разных мира. секреты воспитания в семье» Родительское собрание "Девочки и мальчики два разных мира. Секреты воспитания детей в семье» Группа№5 «Светлячки» Воспитатели: Черкасова.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Сотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детейСотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детей Неподалёку от нашего садика есть чудесная библиотека – Центральная муниципальная детская библиотека имени Максима Горького. С ней мы познакомились.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей
Опубликовано: 18 января 2020 в 13:20
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей» (включая файлы) размещена пользователем Темаева Мадина (УИ 2056890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД