Венера Андреева
Формирование экологической культуры у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.
Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы. Принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.
Публикация «Формирование экологической культуры у старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.
Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах Э. В. Гирусова, A. M. Галеевой, Е. И. Ефимовой, С. В. Куликовой, H. H. Киселева, Е. В. Пиконоровой, A. A. Шумейко и др.
На современном этапе развития общества возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманнодейственного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Одной из основных способностей, отличающих человека от всех остальных существ на Земле, является его сознание, умение познавать и понимать окружающий мир и себя в нем.
Развитие познавательной сферы ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со сверстниками, так и в процессе специально-организованного систематического обучения.
Познавательное развитие дошкольника происходит в разных видах деятельности. Чрезвычайно важную роль играет ознакомление с изменением и развитием окружающего мира. Особую роль природы в развитии познания подчеркивая К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.
Одно из следствий экологического взгляда на мир – убежденность в том, что развитие ребенка есть такой же естественный процесс, как все остальные процессы в природе. Задача педагогики внимательно наблюдать, как реагируют дети на изменение окружения: большинство покажет «нормальную» реакцию – удивятся, что-то попробуют, что-то откроют для себя, чему-то научатся с помощью педагога или вместе с ним.
Общетеоретические тенденции, сформированные в различных сферах науки, находят новое развитие в дошкольной педагогике. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению проблем формирования экологической культуры дошкольников, разрабатываются содержание и технологии. Проблемам экологического воспитания дошкольников посвящены исследования Л. Ф. Захаревич, Е. И. Золотовой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.
Для понимания механизма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать само понятие «экологическая культура», выявить особенности экологической культуры и ее отличие от общей.
Понятие «культура» сложное и многозначное. В отечественной научной литературе существует множество определений культуры, раскрывающих различные аспекты и основные подходы к её анализу. Одни ученые понимают культуру как творчество (Ю. Р. Вишневский, Н. С. Злобин, С. Г. Савельев и др.); другие рассматривают её с точки зрения системно-технологического подхода (В. Е. Давидович, М. С. Каган, М. В. Овчинникова и др.); в исследованиях Л. Е. Кертмана, Б. Д. Яковлева и др. культура трактуется как духовная жизнь общества.
По мнению И. Д. Зверева, экологическая культура – это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды.
Экологическая культура – это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале – безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).
В современных научных дискуссиях нет единомыслия относительно определения экологической культуры как общества, так и личности. Все многообразие точек зрения на экологическую культуру социума принципиально несводимо друг к другу. В общем массиве выделяются два подхода к данной проблеме: экологический и культурологический.
В рамках первого экологическая культура понимается как культура так называемой «экологической деятельности» общества, под которой понимается природоохранная деятельность и связанная с ней ментальность. В частности, такой точки зрения придерживаются Э. В. Гирусов, H.H., А. Д. Урсул, H.H. Храменков и др.
Очень точно, на наш взгляд, характеризует сущность экологической культуры Э. В. Гирусов, определяя её как «часть культуры, которая обуславливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности среды». Вместе с тем, автор считает, что экологическая культура подразумевает совокупность достижений экологического знания, экологически продуманную технологию и инфраструктуру общества, всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества.
Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.
Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.
Программа выдвигает две важные задачи:
1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, спецификой его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей. В содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возраста существуют значительные различия. В программах по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. Поэтому к пяти годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и определенное отношение к ней, которые могут служить основой для экологического образования в старшем возрасте. Именно по отношению к детям 5-7 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, формировании представлений о взаимосвязях природных объектов и явлений.
Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. На современном этапе в деятельности дошкольных образовательных учреждений функционируют:
- комплексные программы: «Детство», «Развитие», «Радуга», «Экология детства» и др. ;
- парциальные программы экологического содержания : «Мы» -Н. Н. Кондратьева, «Юный эколог» - С. Н. Николаева, «Паутинка» - Ж. Л. Васякина, «Наш дом - природа» - Н. А. Рыжова, «Планета – наш дом» - И. Белавина и Н. Найденская, «Мы открываем мир» - Т. Климова и Н. Таранова и др. ;
- новые воспитательно-образовательные технологии: Л. А. Венгер, Д. В. Эльконин, Т. Доронова, С. Якобсон, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюнник, A.M. Федотова.
В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому «Айболит», уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.
В старшей группе формирования экологической культуры включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Особенность формирования экологической культуры состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах.
Таким образом, в работе по формированию экологической культуры детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Эффективность решения задач формирования экологической культуры зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют развитию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.
Освоение систематизированных знаний о растениях животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.