МААМ-картинки

Формирование экологической культуры у старших дошкольников

Венера Андреева
Формирование экологической культуры у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы. Принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.

Публикация «Формирование экологической культуры у старших дошкольников» размещена в разделах

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах Э. В. Гирусова, A. M. Галеевой, Е. И. Ефимовой, С. В. Куликовой, H. H. Киселева, Е. В. Пиконоровой, A. A. Шумейко и др.

На современном этапе развития общества возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманнодейственного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Одной из основных способностей, отличающих человека от всех остальных существ на Земле, является его сознание, умение познавать и понимать окружающий мир и себя в нем.

Развитие познавательной сферы ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со сверстниками, так и в процессе специально-организованного систематического обучения.

Познавательное развитие дошкольника происходит в разных видах деятельности. Чрезвычайно важную роль играет ознакомление с изменением и развитием окружающего мира. Особую роль природы в развитии познания подчеркивая К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Одно из следствий экологического взгляда на мир – убежденность в том, что развитие ребенка есть такой же естественный процесс, как все остальные процессы в природе. Задача педагогики внимательно наблюдать, как реагируют дети на изменение окружения: большинство покажет «нормальную» реакцию – удивятся, что-то попробуют, что-то откроют для себя, чему-то научатся с помощью педагога или вместе с ним.

Общетеоретические тенденции, сформированные в различных сферах науки, находят новое развитие в дошкольной педагогике. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению проблем формирования экологической культуры дошкольников, разрабатываются содержание и технологии. Проблемам экологического воспитания дошкольников посвящены исследования Л. Ф. Захаревич, Е. И. Золотовой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.

Для понимания механизма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать само понятие «экологическая культура», выявить особенности экологической культуры и ее отличие от общей.

Понятие «культура» сложное и многозначное. В отечественной научной литературе существует множество определений культуры, раскрывающих различные аспекты и основные подходы к её анализу. Одни ученые понимают культуру как творчество (Ю. Р. Вишневский, Н. С. Злобин, С. Г. Савельев и др.); другие рассматривают её с точки зрения системно-технологического подхода (В. Е. Давидович, М. С. Каган, М. В. Овчинникова и др.); в исследованиях Л. Е. Кертмана, Б. Д. Яковлева и др. культура трактуется как духовная жизнь общества.

По мнению И. Д. Зверева, экологическая культура – это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды.

Экологическая культура – это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале – безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).

В современных научных дискуссиях нет единомыслия относительно определения экологической культуры как общества, так и личности. Все многообразие точек зрения на экологическую культуру социума принципиально несводимо друг к другу. В общем массиве выделяются два подхода к данной проблеме: экологический и культурологический.

В рамках первого экологическая культура понимается как культура так называемой «экологической деятельности» общества, под которой понимается природоохранная деятельность и связанная с ней ментальность. В частности, такой точки зрения придерживаются Э. В. Гирусов, H.H., А. Д. Урсул, H.H. Храменков и др.

Очень точно, на наш взгляд, характеризует сущность экологической культуры Э. В. Гирусов, определяя её как «часть культуры, которая обуславливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности среды». Вместе с тем, автор считает, что экологическая культура подразумевает совокупность достижений экологического знания, экологически продуманную технологию и инфраструктуру общества, всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества.

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, спецификой его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей. В содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возраста существуют значительные различия. В программах по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. Поэтому к пяти годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и определенное отношение к ней, которые могут служить основой для экологического образования в старшем возрасте. Именно по отношению к детям 5-7 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, формировании представлений о взаимосвязях природных объектов и явлений.

Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. На современном этапе в деятельности дошкольных образовательных учреждений функционируют:

- комплексные программы: «Детство», «Развитие», «Радуга», «Экология детства» и др. ;

- парциальные программы экологического содержания : «Мы» -Н. Н. Кондратьева, «Юный эколог» - С. Н. Николаева, «Паутинка» - Ж. Л. Васякина, «Наш дом - природа» - Н. А. Рыжова, «Планета – наш дом» - И. Белавина и Н. Найденская, «Мы открываем мир» - Т. Климова и Н. Таранова и др. ;

- новые воспитательно-образовательные технологии: Л. А. Венгер, Д. В. Эльконин, Т. Доронова, С. Якобсон, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюнник, A.M. Федотова.

В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому «Айболит», уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.

В старшей группе формирования экологической культуры включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Особенность формирования экологической культуры состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах.

Таким образом, в работе по формированию экологической культуры детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Эффективность решения задач формирования экологической культуры зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют развитию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Освоение систематизированных знаний о растениях животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Презентация «Формирование экологической культуры» «Не то, что мните Вы, природа: не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь в ней есть язык….

Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса .

Из опыта работа «Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников» «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Опыт работы «Формирование экологической культуры дошкольников через театрализованную деятельность» АКТУАЛЬНОСТЬ Как маленькому ребёнку понять сложный язык экологической культуры? А в этом нам помогает театр и игра. Мы знаем, что экологическое.

Природа Приморского края. Формирование экологической культуры у дошкольников по ФГОС «Природа Приморского края»Региональный компонент Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на формирование целостной.

Театральная студия как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников Сообщение Наша театрализованная студия «Чародеи» существует уже 2-ой год. Основная цель направлена на формирование основ экологической.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрастеФормирование экологической культуры в дошкольном возрасте [b]Борисова Елена Александровна воспитатель МБДОУ детский сад № 1 ЗАТО Озерый Тема «Экологическое воспитание дошкольников»[/b] Экология.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у старших дошкольников
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 09:50
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Венера Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД