Морщинина Ульяна Юрьевна
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви в семье
Доклад на тему:" Формирование
нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через любовь в семье. "
«Семья - это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своей семье, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, песен мамы, семьи.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста от года до трёх, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями: «Баю, баюшки-баю»; «Ночь пришла»; «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай»; «Спи, моя радость, усни»; «В доме погасли огни» и другие, которые исполняет его мама, с прибаутками «Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки!»; потешками: «Жили у бабуси, два веселых гуся».
В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, благодаря знакомству ребёнка с устным народным творчеством, через русский фольклор - «Киска, киска, киска – брысь», «Сидит, белка на тележке», «Петя, Петя, петушок»; «Этот пальчик мамочка».
Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. В семье ребёнок усваивает основные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определённые ценности и идеалы, необходимые ему для дальнейшей жизни в обществе.
Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом нравственно-патриотического воспитания. Средствами воспитания на этом этапе выступает совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечерами или выходные дни.
Народные игры подходят как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду. Чаще это подвижные игры – «Ладушки-хлопушки», «Зайка, зайка, попляши!»; «Котик, котик, киска»; «У медведя во бору» и т. д.
В подвижных играх создаются такие условия, когда ребёнок может оценивать поведение своё и всех участников игры. Это помогает формировать дружеские отношения в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, родителям, взрослым, так как усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности.
В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось, что огорчило, а что порадовало. Важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи.
Работая с детьми раннего возраста, советую родителям просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать ребёнку о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т. д.
Необходимо обдумать, какие в вашей семье заведены традиции. Они могут быть разными, например, ежедневная традиция – совместный семейный ужин, или можно организовать традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место сходить в краеведческий музей, на выставку бабочек, картин о родном крае, в батутный центр и т. д. Так же можно организовать игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребёнка семейные традиции будут усложняться.
Таким образом, разностороннее развитие и воспитание ребёнка происходит в разных видах деятельности, и особая роль при этом отводится взрослым, так как они служат примером, образцом поведения для ребёнка.
В группе создан альбом «Семейный альбом», родители приносят фотографии семейных праздников, беседуя и рассматривая с детьми фотоальбом, мы тем самым воспитываем у них чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, бабушкам и дедушкам, способствуем развитию интереса к истории своей семьи.
Задача воспитателей заключается в эмоциональном сближении родителей и детей. В своей педагогической деятельности взаимодействие с родителями осуществляю организованно через мероприятия и праздники «День здоровья»; «День любимой игрушки», на которые приглашаются родители. На родительские собрания выношу темы для обсуждений: «Давайте познакомимся», «Как подготовить ребёнка к детскому саду», «Здоровая семья - здоровый ребёнок», «Играем и развиваемся» и др.
В группе детского сада в помощь родителям, создан и оформлен «Уголок для родителей», включающий информацию о праздниках и семейных традициях, периодически размещается интересный материал по вопросам воспитания и развития детей : «Возрастные особенности детей раннего возраста»; «Значение режима в семье», «Здоровый малыш - радость семьи»; Памятка для родителей «Какой он – мой ребёнок!»; «Театрализованные игры в детском саду»; «Игрушка, как часть народной традиции»;Роль отца в семье : «По играй со мною папа».
Предлагаю родителям учить ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читать ему книги о родине, её героях, о традициях и культуре своего народа. Поощрять ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания собственный пример поведения. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т. д.
Формирование будущего гражданина невозможно без воспитания с детских лет уважения к нравственным ценностям.
Список литературы:
1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352.
2. Воспитателю о работе с семьей, пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - Москва: Просвещение, 1989 г., стр. 45,150
3. Дашкевич Л. В. Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка (Текст) // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М. : Буки-Веди, 2016. — С. 121-124.
4. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, Богуславская З. М., Смирнова Е. О. - Москва: Просвещение, 1991 г., стр. 44- 45
5. Программа воспитания и обучения детей в первой младшей группе детского сада печатается с исправлениями и дополнениями по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (4-е изд., испр. и доп.). Составитель Теплюк С. Н. - Москва: Мозаика-Синтез, 2008 г., стр. 17, 68-73
6. Интернет ресурсы.