Людмила Гордеева
Детское экспериментирование. Опыт «Как получить подсолнечное масло?»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте "Познавательное развитие" предполагает:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становления сознания;
• формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, времени, причинах и следствиях и др.).
Реализовать решение этих задач мы можем как в различных видах деятельности, так и с помощью детского экспериментирования.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подсолнух. Все о подсолнухах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Ребенок познает окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост, обеспечить который можно с помощью использования экспериментальных действий с детьми, точнее проведение опытов.
Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и дает возможность понять, почему все происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В нашей группе многие "исследования" начинаются с вопросов, которые возникают в процессе наблюдения.
Именно такой вопрос "Что это?" послужил организации нашего опыта и экспериментальных действий под названием "Подсолнечное масло".
Так, например, в процессе ознакомления детей с блюдом, которое было подано на обед "Салат из свежих овощей" у детей возник вопрос "Почему овощи блестят? Что это блестит?" В результате обследования блюда - мы выяснили, помимо нарезанных овощей в салат добавлено подсолнечное масло, что и придает блеск овощам.
В ходе исследования у нас появился новый вопрос "Что такое подсолнечное масло?"
Таким образом, объектом нашего исследования и экспериментирования стало подсолнечное масло.
Свое исследование мы проводили в 2 этапа:
I этап: Знакомство с подсолнечным маслом. Обследование и изучение свойств масла
На данном этапе мы совместно с детьми с помощью "Энциклопедии" и просмотра презентации на тему "Подсолнух" искали ответы на вопросы:
1. Почему масло называется подсолнечным?
2. Из чего делают масло?
3. Изучили свойства масла на практике :
• Имеет запах;
• Жидкое;
• Легче воды – в воде остается на поверхности;
• Маслянистое – оставляет жирный след.
В результате исследования и изучения масла, его свойств у детей возник следующий вопрос: "Как же получить масло из семечки?".
II этап: Эксперимент – «Как из семечки сделать масло?»
На этом этапе свое исследование мы начали с обследования семечки. Мы взяли по семечке и приступили к ее рассматриванию - начали искать где масло, вспоминая свойства масла и обследуя семечки дети предположили, так как масло жидкое, оно находится внутри - нужно очисть семечку. Совместно с детьми мы выдвинули гипотезу: так как масло жидкое, чтобы получить его – необходимо очистить семечку. Выполнили опыт : результат отрицательный - масла в семечки нет.
Тогда мы стали вспоминать следующее свойство масла - легче воды, остается на поверхности воды. Дети зная, что масло получают из семечки, решили использовать данное свойство и предположили: если семечки опустить в воду - масло всплывет. Совместно с детьми мы выдвинули гипотезу: так как масло легче воды и остается на поверхности, нужно семечки опустить в воду и тогда масло всплывет. Выполнили на практике - результат отрицательный - масла нет.
Затем, используя следующее свойство масла - маслянистость, которая оставляет следы на бумаге, дети предположили, если семечки положить на бумагу - они также оставят след. Совместно с детьми мы выдвинули гипотезу: так как масло маслянистое и оставляет следы на бумаге, если положить семечки на лист бумаги– останутся следы масла. Выполнили практические действия - результат отрицательный - следов масла нет.
Тогда мы опять вернулись к тому, что масло получают из семечки и к 2 свойствам масла : жидкое и маслянистое, исходя из чего дети предположили, если семечку раздавить на листе бумаге - тогда останется след масла. Совместно с детьми мы выдвинули гипотезу: так как масло маслянистое и оставляет следы на бумаге, если положить семечки на лист бумаги и раздавить семечку– останутся следы масла. Выполнили опыт : результат положительный - след масла на листе.
Таким образом, дети объявили результат: получить масло можно раздавив семечку. Так как действие "раздавить" напоминает действие "выжимание", то весь процесс можно назвать отжим, тогда совместно с детьми мы пришли к выводу: масло добывают путём отжима семечек.
Для того чтобы получить одну каплю масла, мы приложили немало усилий, то есть это довольно трудоемкий процесс, данное исследование переросло в новый вопрос «Как из семечки сделать масло в больших количествах?». Ответ на данный вопрос мы искали в энциклопедии, в просмотре презентаций на тему "Производство масла" и т. д. И это исследование также послужило возникновению следующего вопроса "Где используют подсолнечное масло?" : в продуктах, в промышленности и т. д. и эти исследования, возникновение новых вопросов будет продолжаться и продолжаться.
В следствии этого можно сделать следующий вывод: что только правильно организованный опыт рождает следующие вопросы, потребность в исследовательской деятельности и мотивацию к познанию и проведению экспериментальных действий с детьми. Поэтому, организуя опыт или исследование, отталкивайтесь от такого вопроса, который послужит основанием для возникновения следующего в сознании детей.