Сайлык Тогус-оол
Детское экспериментирование в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Публикация «Детское экспериментирование в детском саду,» размещена в разделах
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Педагогами делается всё больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «что?», «как?» и «почему?».
Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н. Н. Поддьяков, 1995).
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый опечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
По Н. Н. Поддьякову, выделяется 2 основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:
1. Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои потребности, свои интересы, свою волю.
2. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Исследовательский подход к обучению представлен, в частности в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М. В. Кларин,1994 г.). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.
В наиболее полном, развё рнутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
предлагает возможные решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
делает выводы в соответствии с результатами проверки;
применяет выводы к новым данным;
делает обобщения.
М. В. Кларин приводит представление зарубежных дидактов о трё х уровнях исследовательского обучения:
1-ый уровень Педагог ставит проблему и намечает её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно.
2-ой уровень Педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (возможен групповой, коллективный поиск).
3-ий (высший) уровень Постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации педагоги убеждают родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывают, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).
4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями?
СПАСИБО!
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Цель:
изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ;
выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
1. Какие условия созданы для организации детского экспериментирования в Вашей группе?
2. Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?
3. Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т. е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т. е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок?
4. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужное подчеркните) :
• запреты со стороны взрослых;
• сниженность познавательных интересов детей;
• неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и. т. д.);
• другие причины (что именно).
5. Как Вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркните) :
• проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
• оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
• сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
• другие методы (какие именно).
6. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты : с водой, моющими средствами, мылом, со звуками, магнитами, запахами, зеркалами, стеклами, бумагой, тканью, вместе с другими людьми? (Нужное подчеркните).
7. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделали Ваши дети?
СПАСИБО!
ЛИТЕРАТУРА
1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спецкурсу для высших педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации педагогических работников образования. – М. : Арена, 1994.
2. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком» // Вопросы психологии, 1990. - № 5.
3. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
4. Организация детской экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-у изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 64 с.