Наталья
Артикуляционная гимнастика — одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика - одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи»
Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Взрослым необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении.
Публикация «Артикуляционная гимнастика — одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи» размещена в разделах
Формирование звуковой культуры речи невозможно себе представить без артикуляционной гимнастики.
Чтобы малыш научился правильно произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, уметь долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Начнём с того, что выясним,что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.
Артикуляционный аппарат– это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань.
Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от “архитектуры” которого зависит качество звука.
Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Одни из этих упражнений помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).
Артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.
Артикуляционная гимнастика для подвижности губ.
Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:
• рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
• намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
• поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).
После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).
Артикуляционная гимнастика для губ и щек.
1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.«Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3.«Худышка». Втянуть щеки.
4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.
Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Артикуляционная гимнастика для мышц языка.
Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:
• помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;
• вытягивание языка вперед и убирание его назад;
• стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта.
Картотека артикуляционной гимнастики :
1. «Птенчик», «Окошко». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 10-15 сек.
2. «Улыбочка». Растягивание сомкнутых губ. Зубы сомкнуты.
3. «Заборчик». Растягивание разомкнутых губ. Зубы сомкнуты, хорошо видны и верхние и нижние резцы.
4. «Хоботок», «Трубочка», «Желобок» Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.
5. «Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
6. «Заборчик» - «Бублик», - «Улыбочка» - «Хоботок». Чередовать положение губ.
7. «Кролик». Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.
8. «Расческа». «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.
9. «Вкусное варенье». Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
10. «Веселая змейка» (развитие подвижности языка). Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.
11. «Горка», «Киска». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.
12. «Индюк», «Болтушка», «Язычок балуется» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка). Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл…»
13. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало». Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед. 10-15 сек.
14. «Часики». Движения языком вправо-влево.
15. «Качели». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
16. «Карусель». Языком тянуться к носу, к подбородку, в стороны. Рисуем языком круги
17. «Катушка». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать вглубь рта.
18. «Лопатка». Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. 10-15 сек.
19. «Непослушный язычок», «Месим тесто» (расслабление мышц языка). Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».
20. «Оближем губки», «Киска облизывается». Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
21. «Почистим зубки». Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Так же и верхние зубы.
22. «Посчитаем зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Потом в каждый верхний. Челюсть не двигается.
23. «Трубочка», «Желобок». Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.
24. «Футбол», «Спрячь конфетку», «Язычок моет стены». Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.
25. «Часики», «Маятник» Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
26. «Чашечка», «Пиала». Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.
27. «Ковшик». Поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка. Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.
28. «Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления). Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.
29. «Язычок на балкончике». Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.
30. «Маляр», «Белим потолок» (отработка подъема языка вверх и его подвижности). Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.
32. «Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх). Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Чтобы получилось цоканье, щелчки. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
33. «Грибок» (растягивание подъязычной связки). Рот открыть. Язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам. Подъязычная связка растягивается и становится похожа на ножку гриба. Грибок легко делается после упр «Лошадка»
34. «Гармошка». Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
35. «Приклей конфетку» (удержание языка вверху). Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.
36. «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений). Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу - это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы - это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам - третья.
37. «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
38. «Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]). Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении.
39. «Автомат», «Пулемет». Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.
40. «Барабанщик», «Дятел». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».
41. «Язычок сушит хвостик». Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.
Список использованной литературы:
1. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.
2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ.
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.
4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.
7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.
8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.
9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.