Галина Волкова
Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника (из опыта работы)
Особенностью работы по развитию памяти дошкольников является, прежде всего, необходимость использовать игровые приёмы, так как именно игровая деятельность в период дошкольного детства является ведущей, на базе которой формируются предпосылки для овладения учебной деятельностью.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. В реальной деятельности, в том числе и учебной, эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях, например:
1). Зрительно-моторная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти).
2). Вербально-моторная память (работа по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам).
3). Логическая память (запоминание последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группы, запоминание последовательности действий в сюжетных рассказах).
Если при выполнении этих видов заданий ребёнок испытывает трудности, то, возможно, у него плохо сформирован соответствующий вид памяти.
Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребёнка по образцу. Работа по образцу включает следующие этапы: сначала ребёнок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребёнок сумел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работы с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Для повышения мотивации педагог может подбирать интересные образцы, например, рисовать по клеточкам игрушки, овощи, фрукты, животных, простейшие сюжетные картинки.
Дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное ограниченное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести (нарисовать) по памяти. В эти задания можно использовать картинки, иллюстрирующие прочитанные детьми рассказы, сказки. Другим вариантом этого задания будет игра : «Что изменилось?». Ребятам предъявляется сначала одна картинка, которую они рассматривают и запоминают, а затем похожая картинка, в которой не достает каких-то деталей или появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.
Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ребёнок должен внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрывают и просят ребёнка их перечислить. Это может быть игра «Чудесный мешочек», можно использовать картинки и переворачивать их.
На занятиях по математике также часто используется игра «Что изменилось?» : при изучении порядкового счёта, когда дети запоминают ряд из нескольких предметов, животных, героев сказок и т. д., затем педагог предлагает ребятам закрыть глаза, меняет картинки или предметы местами, а потом предлагает ребятам восстановить последовательность. Можно использовать этот приём при изучении пространственных отношений, например, расположения предметов на листе бумаги. Например, на листе бумаги в верхнем левом углу расположен треугольник, в верхнем правом углу квадрат, в нижнем левом углу – круг, в нижнем правом углу – овал, а в центре – овал. Ребята рассматривают образец, а затем им предъявляется другой, где те же формы расположены по-другому. Нужно сказать, что изменилось. Можно предложить ребятам нарисовать этот образец по памяти.
На математике предлагается запомнить числовой рад из 3-6 элементов, а затем воспроизвести его в тетради.
Используется запоминание пар картинок, например, в таблице слева нарисован гриб, рядом справа – шляпка гриба, в следующей строке слева – флажок, справа – палочка, затем слева – солнышко, справа круг, так 8-10 пар рисунков. Дети рассматривают образец, затем им предъявляется таблица, в которой левый столбик тот же, а правый пустой. Нужно нарисовать по памяти пары. В этом задании развивается и логическая память.
Похожие игры легко придумывать самим, варьируя материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.
Развитие вербально-моторной памяти слабослышащих детей является довольно сложной проблемой, так как у многих слабослышащих детей наблюдается речевое недоразвитие. Психологи для развития этого вида памяти предлагают использовать упражнения, приведённые выше для зрительно-моторной памяти с применением вместо наглядного образца словесного описания, или инструкции предлагаемой деятельности, например, воспроизведения какого-либо рисунка по словесному описанию. Такая работа должна начинаться с самых простых описаний и инструкций. Например, на занятиях в младшей группе можно использовать поручения: «Принеси зайку, мишку, машину», «Принеси огурец, помидор, морковь, картофель» и т. п., «Положи мишку на стол, а зайку на стул».
С детьми более старшего возраста на занятиях по развитию речи используется работа по закрытой картине. На математике используется диктовка примеров. Сначала все эти примеры могут быть записаны под диктовку, проверена запись и после этого примеры решаются. Эти задания могут быть предъявлены в игровой форме, например, каждый пример записан на отдельном листочке, листочки перевёрнуты, ребята «вытаскивают билет».
Для развития словесной памяти организуется следующая игра : дети становятся полукругом, ведущий выходит на середину. Каждый из участников игры предлагает запомнить ведущему слово. Выигрывает тот, чьё слово ведущий не смог воспроизвести. В задании могут быть использованы слова из разных тем или из одной определённой темы. Для усложнения задания, после того, как все ребята назовут ведущему свои слова, ведущий отворачивается, ребята меняются местами. Аналогичным образом можно запоминать предложения.
Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания: вы читаете ребёнку набор слов (10-15, которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные, а затем просите назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения слов будет свидетельствовать о том, насколько у ребёнка сформированы механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребёнок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу.
Можно предложить детям аналогичный способ запоминания цветов, предметов, последовательности событий.
Усложняя задание, ребятам можно предложить для запоминания какой-либо небольшой рассказ с чётко выраженными смысловыми блоками. Для облегчения запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематичные рисунки-памятки, книжки-раскладушки.
Одним из приёмов развития словесно-логической памяти, может быть запоминание пар слов: осень – дождь, ваза – цветы, кукла – платье, ночь – звёзды. Затем педагог называет первое слово в паре, а ребята, должны назвать второе.
В учебном процессе задействованы как кратковременная, так и долговременная память. Кратковременная память характеризуется возможностью немедленного воспроизведения запоминаемого материала, для долговременной памяти характерна возможность отсроченного воспроизведения через длительные промежутки времени: от суток до нескольких лет. Можно организовать такую игру: к детям на занятие приходит какой-нибудь сказочный герой, который играет с ними. Затем он предлагает ребятам запомнить 10 волшебных слов и говорит, что завтра обязательно придёт и спросит, запомнили ли ребята эти слова. На следующий день сказочный герой приходит на занятие, спрашивает ребят, а в награду он организует какую-либо подвижную игру или показывает мультфильм.
Как уже отмечалось выше, для детей дошкольного возраста более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность. Так как готовность к школе включает в себя и определённый уровень развития памяти, учителя-дефектологи и воспитатели должны при подборе материала для занятий планировать проведение дидактических игр, развивающих различные виды памяти.