Дина Никитина
«На зарядку всей семьей». Утренняя гимнастика совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Утренняя гимнастика совместно с родителями
«На зарядку всей семьей»
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, необходимо обеспечить, потребность в движении, поэтому каждый день для малыша должен начинаться с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ, посредством которой решаются следующие задачи:
-«разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;
-стимулировать работу внутренних органов и органов чувств;
-способствовать формированию правильной осанки, предупреждению возникновения плоскостопия.
Родители являются главным примером для подражания, и поэтому только в совместной деятельности – родители – ребенок – детский сад, можно добиться наилучших результатов для того, чтобы ребенок был здоров. Утренняя гимнастика ценна тем, что обеспечивает организованное начало дня, дает возможность переключить внимание на совместные формы деятельности. А если рядом любимая мама или любимый папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций. Лучшей мотивацией ребенка к зарядке является личный пример, который в свою очередь является большой силой в воспитании детей. Детям свойственно повторять все за взрослыми, и если ребенок увидит, с каким удовольствием родители делают зарядку, он обязательно присоединится к ним.
Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиции. А для родителей данный метод взаимодействия, еще и основы физкультурной грамотности. В семье ребёнку надо создавать такие условия, которые бы способствовали эмоциональной настроенности на обязательное выполнение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться в выходные дни и в дни праздников, продолжительностью 5-10 минут. Утренняя гимнастика должна проводиться систематически. Тогда ребёнок, приходя в детский сад после выходных или отпуска, не будет испытывать боль в мышцах (плечевого пояса и рук, брюшного пресса, спины и ног).
Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем у детей обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения ребёнка. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку малыша. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13 лет.
Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо высоко для растущего и развивающегося детского организма, под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов, при активных движениях активизируется дыхание, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям.
Музыка повышает внимание детей и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Поэтому желательно проводить утреннюю гимнастику под музыку.
Условия для проведения утренней гимнастики:
-одежда должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов;
-на ногах — удобная обувь (чешки) или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься и босиком.
Соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении, или на свежем воздухе во дворе, если позволяют условия. Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха — это способствует лучшему снабжению организма кислородом. Примером для детей должны быть их родители. Их участие в гимнастике необходимо для малышей, так как самостоятельно дошкольники не могут правильно дозировать гимнастические упражнения.
Для детей необходимо подбирать такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать возрасту, не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии. Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса; спины, живота, ног)
Для малышей лучше использовать упражнения имитационные (образные, в которых дети как бы повторяют движения животных, птиц, машин. Они интересны дошкольникам и вызывают у них эмоциональный подъем. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.
Во время выполнения упражнений детей необходимо приучать правильно дышать. Нужно, чтобы дети дышали глубоко (через нос, а выдыхали через рот, сочетали фазы дыхания с движениями.
В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку.
В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.
Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом.
Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.
Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.
Эти упражнения:
• способствуют выпрямлению позвоночника;
• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;
• формируют правильную осанку.
Чтобы дыхание было свободным, следует ребёнка приучать выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.
Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.
При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.
Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени. Самая главная задача родителей – добиться того, чтобы физические упражнения не превращались для ребёнка в рутинную работу, а проходили в виде интересной, увлекательной игры.
Зарядка с родителями.
Зарядка позволяет родителям вспомнить, каково это – быть ребенком и играть. Дети, в свою очередь, получают возможность взглянуть на родителей с нового ракурса, помочь им справляться с трудностями и гордиться их достижениями. Кроме того, зарядка с родителями – это просто весело. Совместно пережитые положительные эмоции способствуют сплочению семьи. Зарядка с родителями состоит из двух частей: активной спортивной части, предназначенной для развития физических качеств детей дошкольного возраста, и рефлексии. Проводить ее в детском саду лучше вечером. Иначе детям будет тяжело расставаться с родителями на целый день. Зарядка построена на подвижных играх. В основе любой игры лежит взаимодействие. После игры обязательно присутствует обсуждение полученного опыта между воспитателем, родителями (рефлексия).
Рекомендации к проведению зарядки с родителями:
- Нужно учить детей правилам игры, но не перестараться с требованиями: игра подразумевает свободу;
- Правила должны меняться, чтобы игра не надоедала;
- Игры должны усложняться в процессе зарядки;
- Игры должны быть по силам участникам: избыточная трудность сказывается на включенности ребенка;
- В процессе игры участники должны преодолевать препятствия через диалог.
Зарядка с родителями меняет детско-родительские отношения. Члены семьи учатся слышать друг друга. Например, ребенок, может усложнить или упростить любую интенсивность в ходе игры: высоту, шаткость опоры, ширину или ужину лаза, количество людей, с которыми выполняет задание. Мы заново запускаем диалог родителей и детей, приучаем к мысли, что можно попросить и быть услышанным. Родители и дети начинают лучше друг друга понимать. В игре у ребенка появляется возможность управлять взрослыми, диктовать свои правила. Меняя родителей и детей ролями, мы добиваемся взаимопонимания. Мнение ребенка учитывается в принятии решений. Родители видят в нем личность. Ребенок сам устанавливает и повышает планку своих возможностей. Часто родители не замечают, как создают ограничения своим детям, лишая их инициативы. В игре ребенок сам выявляет предел своих возможностей и стремится к его преодолению, потому что у него есть мотивация выиграть.
Материальная база зарядки с родителями: Зарядка с родителями требует не больших материальных вложений. Оборудованием для нее выступают гимнастические палки, мячи, скакалки – спортивный инвентарь, который найдется в каждом ДОУ. Мы можем использовать любые подвижные игры. Изменять и усложнять правила до бесконечности. Все зависит только от фантазии воспитателя.
Совместная работа детей, родителей и педагогов – рисование атрибутов для зарядки, совместная утренняя зарядка, изготовление нетрадиционного оборудования позволяет укреплять детско-родительские отношения и формировать навыки здорового образа жизни. Зарядка позволяет много двигаться, играть, рисковать и рефлексировать то, что происходило.
Спасибо за внимание.