светлана веряскина
Доклад на педсовете «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №116» комбинированного вида
Подготовила воспитатель:
Веряскина С. А.
Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста. игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.
Публикация «Доклад на педсовете „Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания и обучения эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Под детским конструированием подразумевается целенаправленный процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.
В ребенке от рождения заложены изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании.
Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками- материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру.»
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется
-умственное развитие
-нравственное воспитание
-эстетическое воспитание
-трудовое воспитание
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе.
Занятия по художественному конструированию при определенной организации обучения создают условия для экспериментирования с материалом, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у детей, а также делает воспитание и обучение при помощи художественного конструирования актуальным.
Процесс конструирования позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображению, творческого начала, обобщенных способов создания объемных макетов, построек, без чего не возможно развитие конструктивной деятельности, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.
Анализ процесса детского конструирования показывает, что для создания конструкций из строительного материала, бумаги, природного и бросового материалов ребенку необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть сконструированы, развития воображения и других психических процессов, с другой – умения выразить эти представления в конструктивной форме, в листе бумаги, в природном материале. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие навыков конструирования.
Конструирование из строительного материала позволяет ребенку создать целостную картину, опираясь на детали различные по форме. Абстрактное мышление развивается в процессе усложнения построек. Графические модели и планы позволяют дошкольникам проводить анализ и синтез построек.
Конструкторы с разными видами крепления позволяет в основном отображать реально существующие объекты. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющиеся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоемкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения схемы детям необходимо уметь правильно их «читать».
Крупногабаритные конструкторы вовлекают в процесс весь организм ребенка. Такое конструирование предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок.
Конструирование из бумаги и картона развивает мелкую моторику рук, логическое мышление и математические способности. Словесное комментирование работы по выполнению в техники «оригами» позволяет запомнить алгоритм изготовления поделок и развивает речь.
Конструирование из природного материала позволяет ребенку комбинировать различные материалы: природный и бросовый материал, природный и пластилин, материалы разные по фактуре, семена растений и т. д. Такой вид работы позволяет ребенку находить оптимальное решение для своих поделок, развивает фантазию и мышление.
Все виды конструктивной деятельности ребенка развивают творческие способности дошкольника, активируют мыслительные процессы и развивают мелкую моторику.