Папки-передвижки

Развитие динамического праксиса у детей с нарушениями речи

татьяна л
Развитие динамического праксиса у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях отраженно и по словесной инструкции, а так же снижена двигательная память.

Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, тонких движениях кистей и пальцев рук и ног, мимической, артикуляционной.

Темочки:

Ребенку с моторными дисфункциями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуется прилагать большие усилия. Многократно повторять для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки.

Связная речь – это итог, начинается же работа по развитию речи именно с чувства ритма, а оно в свою очередь формируется в двигательной деятельности, а еще лучше в упражнениях на речь с движением.

Речь с движением способствует развитию внимания, памяти, интереса к организованной деятельности, точности и выразительности движений. Эти упражнения помогают нам регулировать поведение, реакции, движения, темп и ритм речи, скорость и четкость мыслительных процессов. Причем, это относится как «заторможенным» детям, так и к детям с синдромом гиперактивности. То есть речь с движением позволяет активизировать одних и уравновешивать, сглаживать постоянное возбуждение у других.

В упражнениях речь с движением главной задачей здесь является согласование движений с произносимым текстом, развитие координации и точности движений. Но, кроме этого, мы можем учить детей проявлять самые разные эмоции и чувства:

- радость:

ОЙ, ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА

ПАДАЙ, ПАДАЙ, СНЕГ, СНЕГ,

(движение «падает снег», но

энергичнее, чем в первом случае)

РАДУЙ, РАДУЙ ВСЕХ! (дети весело хлопают в ладоши)

- удовольствие:

«ПОДНЯЛСЯ НАШ ОГОРОД!

НАШ ЗЕЛЕНЫЙ ОГОРОД

(руки плавно вперед в стороны)

НАС ПРОКОРМИТ ЦЕЛЫЙ ГОД!

(улыбнуться, погладить себя по животу)

- гордость:

ЛИСТЬЯ ОБЛЕТЕЛИ

В ОГОРОДЕ У РЕКИ

УРОЖАЙ ХОРОШИЙ СОБРАН,

(рукой плавно слева направо)

МЫ РЕБЯТА - МОЛОДЦЫ,

(показывают на себя, затем руки вперед

чуть в стороны ладонями вверх)

- бодрость:

ХОМКА, ХОМКА, ХОМЯЧОК,

ПОДМЕТАЕТ ХОМКА ХАТКУ

(«подметают»)

И ВЫХОДИТ НА ЗАРЯДКУ

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ –

(«маршируют»)

ХОМКА ХОЧЕТ СИЛЬНЫМ СТАТЬ.

(руки, согнутые в локтях - в стороны вверх)

- важность (артистично, с иронией) :

ВОТ БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯННЫЙ ЧАЙНИК -

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ, КАК НАЧАЛЬНИК.

(Надули щеки; одна рука на поясе, другая изогнута, как «носик»)

Задачи:

1. Развивать переключение с одного движения на другое, :

2. учить прыгать с места через веревку,

3. учить чередовать шаг и хлопок,

4. учить выполнять движение обеими руками,

5. работать над мимикой;

6. работать над совершенствованием точности и плавности движений,

7. работатьнад заданным ритмом,

8. учить маршировать.

Упражнение 1.

Ребенку предлагается повторять серию движений (хлопнуть, стукнуть, топнуть) сопряжено с логопедом, с воспитателем с очередностью и по показу. Данное упражнение поможет не только при отработке чувства ритма, но и переключение. Его можно использовать в качестве динамической паузы или когда дети истощились и начинают отвлекаться.

Упражнение 2.

Ребенку предлагается упражнения на восприятие, различение и воспроизведение простых и сложных ритмов.

Выкладывание ритма с помощью фишек, тем самым закрепляем знания о геометрических фигурах, если это подготовительная группа можно записывать ритм с помощью наклонных или горизонтальных линий (длинная линия –громкий хлопок, короткая-тихий). В письменной речи важно слышать паузы, ребенку дается следующая инструкция: послушай как я буду стучать, каждый удар это линия проведенная на длину одной клетки, два удара-на 2 клетки, пауза –клетку пропускаем.

Упражнение 3.

Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов;

- показать карточку с соответствующей цифрой,

- записать соответствующий ритм,

- назвать число ударов:

Упражнение «Снежки».

Взять бумажную салфетку за уголок, целиком вобрать её в ладонь использую пальцы только одной руки. Тоже самое делаем другой рукой, затем двумя руками одновременно. Когда снежки готовы, предлагаем ребенку сдуть их со стола, таким образом отрабатываем речевой выдох.

Для детей полезно знать, «что умеют пальцы их ног». Во-первых, потому, что любые новые возможности телесной самоорганизации сказываются на развитии пространственной ориентации. Во-вторых, использование упражнений с ногами создает так необходимый в обучении эффект новизны. В-третьих, это очень полезно для гиперактивных детей, которые нуждаются в движении больше, чем обычные дети.

Предлагаем вам несколько упражнений, которые можно использовать в самой разнообразной деятельности, если Вы хотите сделать её эффективной, занимательной и оригинальной. Предполагается, что дети выполняют движения босиком.

o Подберите несколько предметов – карандаш, маленький мячик, носок, фигурку из киндер-сюрприза, мягкую игрушку, скотч и т п. Босой ногой попробуйте взять и любым способом перенести эти предметы на другой конец комнаты. Можно соревноваться, кто перенесет свой набор предметов быстрее.

o С тем же набором предметов можно соревноваться, кто быстрее поднимет все вещи с пола, передавая их из ноги в руку.

o Попробуйте с закрытыми глазами ощупать предмет ногой и догадаться, что это такое…

o Научите ребенка ходить след в след.

o Найдите два мячика. Катайте каждый своей ногой, совершая разные, несогласованные движения (например, одной ногой по кругу, другой – вперед-назад).

o На пляже или просто в песке выройте глубокую яму только ногами. Может быть, у вас получится создать из песка и более замысловатые сооружения.

o Пальчиковая гимнастика: вытяните перед собой ногу и растопырьте пальцы, так чтобы большой палец был отдельно от остальных. А потом попробуйте отогнуть в сторону большой и указательный пальцы, большой указательный и средний и т. д. Поставьте ногу на пол и поднимайте по очереди каждый палец. Растопыривайте пальцы как можно сильнее, скрещивайте пальцы, сжимайте их ”в кулак”, придумывайте другие упражнения.

o Ребенку предлагается сделать серию движений на переключение: топнуть левой ногой –хлопнуть в ладоши, либо сделать шаг правой ногой подбросить мяч вверх, левой ногой-отбить мяч от пола.

o Выкладывание визуально-ритмического ряда на полу (например, разные геометрические фигуры, затем на каждую визуальную опору выполнять заранее выбранное движение.

o Данные упражнения можно сочетать с работой над слоговой структурой слова, а также при автоматизации поставленных звуков.

o Взять бумажную салфетку за уголок, целиком вобрать её ,используя пальцы только одной ноги. Тоже самое делаем другой ногой, затем двумя ногами одновременно. Когда снежки готовы, предлагаем ребенку взять их противоположной рукой.

Когда проводить?

- перед утренней гимнастикой или как часть ее;

- как физминутку;

- как организационный момент перед занятием или перед организацией какой-то другой деятельности;

- перед организацией подвижной игры;

- как «игры малой подвижности на ограниченной территории» в групповой комнате или на прогулке в плохую погоду;

- во время проведения воздушных процедур;

- в вечерний отрезок времени или перед вечерней прогулкой и т. д.

В своей педагогической работе мы используем несколько видов упражнений на речь с движением:

1. Собственно речь с движением

2. Пальчиковая гимнастика

3. «пальчиковая моторика» ног

4. Считалки

5. Подвижные игры со словами

6. Хороводные игры

Подготовили и провели:

Уч. -логопед Лебедева Т. В.

Воспитатели: Сотник Л. Н,

Михайловская О. Н.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие динамического праксиса у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 14:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие динамического праксиса у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем татьяна л (УИ 2999184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД