Галина Вдовенко
Социализация детей через развитие культуры, принятых норм и ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей через развитие культуры, принятых норм и ценностей.
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Публикация «Социализация детей через развитие культуры, принятых норм и ценностей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
В процессе общественной жизни у человека формируются и развиваются небиологические, социальные (нравственные, эстетические) чувства, потребности, качества: чувства красоты, вины, ответственности, долга, потребности в познании, творчестве, общении и др. Культурные качества человека формируются на основе высокоразвитого биологического организма. Но возникнув на основе биологического, культурное преобразует его. Биологические потребности человека содержательно меняются, окультуриваются, приобретают цивилизованный вид. Значителен круг человеческих действий, в которых переплетаются инстинктивные и культурные начала. Например, инстинкт проявляется в чувстве голода, аппетите. Культура же проявляется в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, скрестив под собой ноги, и в том, как будет приготовлена пища. Контроль человека над своими природными инстинктами - это важный элемент культуры. Культурное может контролировать биологическое, управлять им.
Кроме понятия "человек" существует понятие "личность". Первое понятие шире по своему объему и содержанию. Понятие "человек" отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие "личность" отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни. К важнейшим личностным характеристикам человека относятся: характер, эмоции и чувства, память, воля, интеллект, самосознание и самооценка, нравственность и другие формы мировоззрения, способность к различным видам деятельности. Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания воплощаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям, к миру в целом. Поскольку личность - это человек как социальное существо, то отсюда следует, что личностью не рождаются, личностью становятся. Формирование личности происходит в процессе социализации и инкультурации.
Социализация - это процесс формирования социальных качеств, свойств, умений, которые позволяют человеку жить в обществе, контактировать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности.
Социализация играет огромную роль, как в жизни общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив существующие в данном обществе ценности и нормы поведения, смогла реализовать себя, проявить свои способности и таланты.
Инкультурация - это процесс усвоения человеком основных элементов культуры : ценностей, норм, символов, традиций. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, таких, как типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира. В результате инкультурации человек способен, свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира. В результате инкультурации человек способен, свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур. В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли.
Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это небиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой : сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура - это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Культура выполняет важные социальные функции. Во все времена существовал интерес к культуре как к социальному явлению, стремление понять ее место и роль в жизни общества. Главные функции культуры :
1. Адаптационная функция заключается в том, что культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным, приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационной функции культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.
2. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры : мифология, религия, философия, наука, искусство.
3. Одной из важнейших функций культуры является функция трансляция (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, формулах науки, своеобразных языках искусства, орудиях труда, обычаях и традициях. Культура - это историческая память человечества. Это огромная сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством.
4. Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут создавать, хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.
Повседневная жизнь детей насыщена различными видами деятельности.
Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.
Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на ребенка : он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:
1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его.
Примеры:
- символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада;
- правила группы;
- утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- «минутка шалости» и «минутка тишины».
- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают;
- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;
2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
- воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;
- воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку
- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т. д.
3) социальные дистанции :
- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
- руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку;
- флажок у того, кто замыкает строй.
Жизнь ребенка наполнена различными видами деятельности, одно из основных мест среди которых, безусловно, занимает игра. В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава, ребенок учится.
Когда ребенок овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности.
К тому же следует отметить, что игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.
1. Сюжетно-ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.
Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой:
- игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);
- необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т. д.);
- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;
- игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников;
- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.
2. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр (примеры – в приложении 1).
3. Игры с правилами – здесь ребенок не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
Сюжетно – ролевую игру можно охарактеризовать «как своего рода школу социальных отношений, в которых постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству». -сюжетно-ролевые игры старших детей имеют коллективный характер;
-игра строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе детей;
-содержание игр в большей степени касается поло-ролевых отношений, принятых в обществе;
-спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в круг предпочитаемых или «звезда»;
-в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;
-успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений;
-в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;
Для развертывания сюжетно-ролевых игр я стараюсь использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр использую индивидуальный подход к каждому ребенку, оказываю помощь детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей стараюсь выявить положительные качества и создать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко использую похвалу за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаю интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.
Для более успешной социализации необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. В результате проявляется интерес и пристальной внимание к партеру на протяжении всей игры.
Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.
Так, например игра «Детский сад» способствует расширению сферы социальной активности ребёнка и его представления о жизни детского сада, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых (воспитателя, медсестры, врача, заведующего, методиста, помощника воспитателя, плотника и других сотрудников детского сада). Наборы мелких игрушек для режиресских игр по различным тематикам: «Бабушкин двор», «Кукольная комната», «Репка», «Три медведя», «Красная шапочка» и другие способствуют умению воспринимать и понимать отношения между людьми, их действия и поступки.
Не менее интересны, дидактические игры знакомят детей с разными компонентами окружающего мира, например, «Что растёт в поле, лесу, на лугу в огороде?», «Части тела животных», «Кто. Где живёт?» и другие. Другие дидактические игры развивают логическое мышление – «Пазл», «Колумбово яйцо», «Кому, что нужно для работы?» или способствуют запоминанию, например, орудий труда в различных профессиях.
Подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игровые композиции, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры и другие развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков во время игровых ситуаций способствует развитию у детей мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность.
Следующим компонентом «социализации» является приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, которые развивают эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в детском доме, группе, так в моей группе осуществляется такая деятельность как организация кукольного театра, главными героями котором выступают сами дети. Они не просто играют роли они «переживают» жизнь мультипликационных и сказочных героев, сопереживают им, при этом у детей происходит формирование и обогащение нравственных представлений на ярких примерах положительного или отрицательного поведения, хороших или плохих поступков в жизни, через тех героев, которых они играют и которым сопереживают.
Данный компонент «социализации» способствует формированию умения общаться с окружающими, оказывать посильную помощь взрослым, например, воспитателю. В данном случае не просто необходимо развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, но и учить вежливо, вступать в общение и различного рода социальные взаимодействия.
Последним, но не менее важным компонентом составляющим «социализацию» выступает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, а также чувств принадлежности к мировому сообществу. Этот компонент представляет собой формирование представлений о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях (как между детьми, так и между взрослыми (например, «…когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей я буду – отец») для этого организуется целый комплекс занятий и мероприятий, направленных на гендерную и полоролевую идентичность детей.
Использование на занятиях наглядного материала: «Маленькая модница», «Военная техника», «Защитники Родины», «Одежда мужская и женская»; картинки «Моё тело», «Спорт для мальчиков», «Спорт для девочек» способствуют развитию личности ребёнка на основе источников его индивидуальных знаний и социального опыта. Естественным является широкое использование в работе мультимедийных разработок по теме: «Профессии», «Виды транспорта», «Русские войны», «Хорошие поступки», а также дидактических и настольных игр – «Кому, что нужно для работы?», «Хоккей», «Футбол», «Оденем куклу», «Собери букет». Такие виды работы формируют знания у детей о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности.
1. Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.
2. Опытно-экспериментальные методы (технология ТРИЗ, метод проектов) – такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний, и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением.
Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта, где ребенок рассказывает: что изучали, где находили информацию, что и как сделано, какой получили результат.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети, увлеченные познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, находят ответы на вопросы, вместе переживают радости и неудачи.
3. Коллективная деятельность сама по себе решает задачи, обеспечивающие успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков, ведь дети учатся выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваются между собой и распределяют обязанности; учатся помогать сверстнику в случае необходимости, проводить анализ результатов совместной деятельности.
4. Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе чего осуществляется непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.
Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью занятий или действий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме.
Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры : символы, ценности, смыслы, нормы. Культура - это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, таким образом, культура связывает и объединяет людей.