Надежда Ижболдина
Интерактивные формы и методы в воспитательной и профилактической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете:
Интерактивные формы и методы
в воспитательной и профилактической работе
Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия обучающихся в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Публикация «Интерактивные формы и методы в воспитательной и профилактической работе» размещена в разделах
Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося, формирование духовно-нравственной, развитой, творческой и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социально-культурных условиях.
Основные направления воспитательной работы в общежитии:
-культурно-массовое
-профилактическое
-спортивно- оздоровительное
-жилищно-бытовое
-социально-психологическое
На сегодняшний день мы столкнулись с дефицитом знаний в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска». Появились такие социальные проблемы, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: детской безнадзорностью, бродяжничеством, попрошайничеством, открытой агрессией и деструктивными (разрушительными) конфликтами, токсикоманией и алкоголизмом, воровством и другими формами отклоняющегося поведения.
Современные методы воспитания условно делятся на 3 основные категории
-пассивные
-активные
-интерактивные
Эти методы отлично характеризует знаменитая китайская поговорка
Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь
(Конфйуций)
Цель профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Под интерактивными методами применения понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия подростков между собой и с педагогом в форме различных занятий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Различают две группы методов профилактической работы: традиционные и интерактивные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.
Традиционная форма
1. Определяется физиологическим развитием и социальным развитием принуждением;
2. Планирование мероприятия (занятия) осуществляется педагогом.
3. Познавательная деятельность обучающихся ориентирована на передачу знаний.
4. Анализ деятельности обучающихся на мероприятии (занятии) осуществляется педагогом.
5. Групповой и индивидуальный способ применения профилактической работы.
6. Не учитывается эмоциональная сфера обучающегося, его индивидуальные возможности
Интерактивная форма
1. Определяется задачами.
2. Планирование занятия совместно с детьми.
3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта.
4. Совместно с детьми анализ взаимоконтроль.
5. Комбинирование коллективного, группового, парного, индивидуального, малыми группами способа применения профилактической работы.
6. Постоянное сочетание в практике применения профилактической работы познавательной и эмоциональной сфер, ситуации диалога и открытого нового знания.
В традиционном методе педагог выступает в позиции лектора, где излагает новый материал, демонстрирует, объясняет, отвечает на вопросы и т. д.
Задача подростка при применении традиционного метода заключается в том, чтобы выслушать, понять и воспроизвести своё мнение при контроле.
При интерактивном - педагог выступает в позиции консультанта. Вступает с подростком в диалог. Он обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и новой информации.
Задача - уметь мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.
По сравнению с традиционными, в интерактивных формах и методах применения меняется и взаимодействие с педагогом: здесь обучающийся становится активным, задача педагога - создать условия для их инициативы.
В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.
К основным видам интерактивных методов можно отнести:
мозговой штурм»,
игры (деловые, ролевые, сюжетные, дидактические, имитационные и т. д.,
дискуссии,
беседы (индивидуальные, разъяснительные, диалоги, размышления,
Кейс - методы (или кейс - студии,
тренинги,
обсуждение видеофильмов,
виртуальные экскурсии
презентации.
Один из интересных методов – «мозговой штурм».
Традиционная форма.
Как правило, участники процесса – это группа обучающихся и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает остальным участникам несколько своих вариантов идей для решения данной проблемы. Советуется с обучающимися, какой вариант решения более подходит, анализирует выбранный вариант, опять советуется и убеждает детей, что выбрали правильное решение.
В этой форме педагог – активен, а обучающийся – менее активен.
Интерактивная форма.
Также, участники процесса – это группа детей и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает высказывать каждому свои соображения, мнение и варианты решения проблемы. Важно, чтобы первыми высказались первокурсники и далее - по старшинству. Почему начинают с младших, потому что замечено, что чаще всего дети младшего возраста предлагают весьма тривиальные идеи (простые, не оригинальные) и когда старшекурссники начинают предлагать актуальные идеи к решению проблемы, тогда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы.
В течение всего мероприятия педагог следит за процессом и фиксирует все высказанные идеи, а затем предлагает самостоятельно отобрать, проанализировать лучшие из них. В итоге группа «мозгового штурма» находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.
В этой форме обучающийся – активен, а педагог – менее активен.
В профилактической работе воспитателями очень широко используются такие интерактивные формы как акции, виртуальные экскурсии, дидактические игры, обсуждение профилактических фильмов, создание роликов, презентаций, в которых принимают участие обучающиеся
Виртуальная экскурсия. Одна из эффективных форм интерактивного воспитания. Она позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным воспитательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы обучающихся.
Например на мероприятии "Мой край" можно провести "Виртуальная экскурсия по историческим местам города Сарапула
Просмотр и обсуждение видеофильмов. На профилактических мероприятиях используем как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Перед показом фильма ставим перед обучающимися несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. В конце обязательно подводими итоги и озвучиваем извлеченные выводы.
Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности подростка. Мультимедийная игра имеет развивающее значение, подростки закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения
Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета».
Эта форма может использоваться:
- для информирования воспитанников;
служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,
организации коллективного планирования деятельности коллектива.
Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет воспитателю сделать шаг на пути сплочения коллектива
Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
В своей работе я больше применяю игровые интерактивные игры.
Интерактивные игры является одним из наиболее продуктивных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса
Интерактивная игра – это метод обучения (воспитания) в действии.
То есть игроки взаимодействуют между собой получая некий (необходимый) опыт.
Информация усваивается лучше через игровые методы, формы, технологии.
Интерактивные методы в воспитательной и профилактической работе позволяют решать следующие задачи:
Активное включение каждого обучающегося в процесс какой-либо деятельности
Обучение навыкам успешного общения (обучающиеся учатся слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Умение эффективно работать в группе, команде
Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Воспитание лидерских качеств
Повышение самооценки обучающихся, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу, и проверить свои способности
Развитие творческих способностей
Развитие навыков самостоятельной деятельности
Таким образом, можно сделать вывод, что применение интерактивных форм и методов профилактической работы, это форма работы, которая позволяет наладить взаимодействие педагога с обучающимся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Все интерактивные формы и методы призваны решать главную задачу — научить и развивать подростка. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Все Интерактивные методы воспитания, используемые в нашем общежитии, показали следующие преимущества: высокая мотивация; налицо творчество и фантазия; развивается коммуникабельность; становится устойчивой активная жизненная позиция; повышается командный дух; подчеркивается ценность индивидуальности; широко применяется свобода самовыражения; акцент дается на деятельность; в коллективе работают такие принципы, как взаимоуважение и демократичность; а все это повышает веру и стремление к успешности в жизни.
Данная мотивация – это один из главных факторов в формировании навыка общения и сотрудничества в построении межличностных отношений. особенно у подростков, склонных к девиантному поведению.