Светлана Груша
Преобразование развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей и активизирующей общение ребёнка со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на методическом объединении на тему: «Преобразование развивающей предметно – пространственной среды, стимулирующей и активизирующей общение ребёнка со сверстниками».
Одно из условий для полноценного социально – коммуникативнго развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ.
Публикация «Преобразование развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей и активизирующей общение ребёнка со сверстниками» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важно, что предметная среда образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.
В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:
. развитие игровой деятельности детей;
. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
.формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Социально – коммуникативное развитие ребёнка наиболее эффективно осуществляется через игровую деятельность. Для детей необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором они могли бы не просто вступать в различные взаимоотношения, но и активно усваивать нормы и правила общества.
С этой целью развивающая среда в нашей группе построена с учётом гендерного воспитания, создано разное пространство для игр мальчиков и девочек. Для девочек оборудован игровой уголок, где есть бытовая техника, посуда, куклы, мебель; уголок «Салон красоты», где девочки могут попробовать себя в роли парикмахера; атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Магазин», «Больница», «Аптека», «Почта», «Дочки – матери».
Зона игр для мальчиков насыщена различными инструментами, есть «Автомастерская», наборы солдатиков, трансформеры. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют из него разного вида транспорт для коллективных игр. Это может быть большая машина, пароход, поезд, автобус.
Крупный строительный материал, мягкие модули требуют много места, поэтому мы расположили его в удобном для детей месте – в стороне от игровой зоны девочек. Здесь же расставили машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению. И не всегда это проходит гладко и мирно. Неприятные ситуации происходят в любом коллективе, а в детском намного чаще. И задача нас, педагогов, научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду и в тоже время не быть агрессором.
С целью формирования дружеских взаимоотношений в нашей группе оформлен «Уголок дружбы».Он совмещён с «Уголком уединения», который помогает детям снять нагрузку на зрительное и слуховое восприятие, почувствовать себя в покое, восстановить психологические ресурсы.
В данной зоне имеется пособие «Коврик – мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находить пути решения конфликта. Подборка «Мирилок» - небольшие забавные стишки, которые дети произносят после ссоры для того, чтобы помириться; картинки с эмоциями, «наши ладошки», мячики разной фактуры для снятия мышечного напряжения, аквариум с рыбками (дети часто просят включить его, садятся, смотрят, альбомы с семейными фотографиями.
Интересен такой приём как «Коробочка добрых дел» - это накопление детьми «сердечек» за добрые дела, сделанными ими в течение недели. Это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.
Ссоры и конфликты, которые часто происходят в детском коллективе, необходимо обсуждать. В этом нам помогает дидактический «Цветик – семицветик».
В повседневной жизни и в специально организованных занятиях, беседах я работаю над развитием внимания и сопричастности к партнёру. Учу понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе, воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.
Для этого мною подобраны и проводятся с детьми различные игры:
- на развитие коммуникативных способностей;
- на развитие эмоционально – нравственной сферы;
- развитие навыков общения у детей дошкольного возраста;
- на преодоление негативных эмоций, гнева, снятия напряжения.
Например, игра «Комплименты» позволяет развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам, игра «Солнечные лучики» - снять эмоциональное и физическое напряжение.
В нашей группе стало уже традицией начинать день с игры «Здравствуй». Эта игра способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми. Дети здороваются поглаживанием с различными частями тела, потом друг с другом, а потом с новым днём. Также мы стараемся каждое утро перед завтраком обсудить планы на день. Дети охотно принимают участие и предлагают свои варианты.
В своей практике я часто использую и пальчиковые игры. Использование пальчиковых игр способствует не только развитию речи и развитию мелкой моторики, но и становлению эмоционально – положительному отношению к сверстнику, формированию потребности в общении. Пальчиковые игры могут занять всю группу сидящих детей в ожидании обеда, ужина. Такие игры очень нравятся моим детям и быстро успокаивают их. В одних играх дети не контактируют друг с другом, а лишь повторяют слова за взрослым, в других вступают в контакт. Но в любом случае они привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют подражание сверстникам, создают между ними атмосферу близости и общности.
Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом нам, воспитателям, предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.