Городецкая Лидия Григорьевна
Развивающая игра как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивизации, формирование познавательных действий, становление, сознание, развитие воображения и творческой активности».
Публикация «Развивающая игра как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На сегодняшний день в обществе идёт становление новой системы образования, которая даёт возможность каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Процесс развития составляет основу во главе игровой деятельности. Весь образовательный процесс встроен в игровую деятельность. Дети, сами того не подозревая, обучаются посредством вовлечения в игру.
У детей старшего дошкольного возраста важное место занимает развитие познавательных процессов таких как : память, внимание, мышление, речь.
В дошкольном возрасте развитие детей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности как взаимодействие со взрослым, так и со сверстниками.
Особая роль отводится играм, подбору тем игры. Возможна игра подгруппами, целой группой, индивидуально. Возможна предварительная подготовка, игра на воображение, игра с продолжением темы. Знакомство с правилами, инструкцией. В конце игры целесообразно подвести итог – анализ результата с проведением рефлексии.
В старшем дошкольном возрасте развитие личности характеризуется освоением новых знаний. В этом возрасте у детей идё т формирование всесторонней личности: интеллектуальной, волевые качества, нравственные. Эти направления отражены в трудах таких авторов, как Шумакова Н. Б., Пономарёв Я. А., Манюшкина А. М. На основе информационных технологий ИКТ всё более активно внедряю процесс дошкольного образования, который вовлекает интерес детей к таким играм с ответами, как загадки, викторины. ИКТ является помощником в образовательном процессе.
Ребёнок получаем информацию через познавательные процессы воспитания, мышление, воображение, внимание, речь, память. В основе познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря которым дети более эффективно познают окружающий мир. Кроме наглядности, дети узнают новую информацию. С помощью мультимедийных игр можно моделировать различные ситуации по темам недели.
Очень эффективны в этом направлении дидактические игры – обучающие. Они способны развитию познавательной деятельности, интеллектуальное развитие, обучающее. Ребенок имеет возможности проявить свою активность, выполнить действие, добиваеться результата в соперничестве, проявляет волю и выдержку.
Дидактические игры традиционно используются в воспитании и обучении детей. Автор первых таких систем был Ф. Фребель. Он был убеждён, что главная задача первоначального образования состоит не в учении в полном смысле этого слова, а в организации игры. В игровую систему игр Ф. Фребеля вошли различные игрушки, материалы такие как кубики, мячи, шары, цилиндры. Игра как правило сопровождается стихами, песнями, гимнастикой, трудовым процессом.
В старшем дошкольном возрасте во главе стоят игры интеллектуальные, которые развивают личность ребёнка.
Развивающие игры направлены на развитие познавательных способностей эмоционального и нравственного развития, воображения. В них четко выделены дидактические задачи. Они являются инструментом для творчества, самовыражения личности. К этому виду относятся различные игры с раскрасками, конструкторы, муз. игры.
Обучающие игры предлагаются в игровой форме, которые помогают детям решать ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование математических представлений, обучение языкам, нравственно- эстетические с развитием речи, логические игры на развитие мышления. К ним относятся головоломки, ребусы,игры-забавы.
Такие игры способствуют к заинтересованности детей к обучающему процессу, дают мотивизацию, формируют сотрудничество.
Таким образом, мы видим, что игра – это средство познавательного развития детей в любом возрасте и является реальной в подготовке старших дошкольников к школьному процессу.