Городецкая Лидия Григорьевна
Развивающая игра как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивизации, формирование познавательных действий, становление, сознание, развитие воображения и творческой активности».
Публикация «Развивающая игра как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На сегодняшний день в обществе идёт становление новой системы образования, которая даёт возможность каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Процесс развития составляет основу во главе игровой деятельности. Весь образовательный процесс встроен в игровую деятельность. Дети, сами того не подозревая, обучаются посредством вовлечения в игру.
У детей старшего дошкольного возраста важное место занимает развитие познавательных процессов таких как : память, внимание, мышление, речь.
В дошкольном возрасте развитие детей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности как взаимодействие со взрослым, так и со сверстниками.
Особая роль отводится играм, подбору тем игры. Возможна игра подгруппами, целой группой, индивидуально. Возможна предварительная подготовка, игра на воображение, игра с продолжением темы. Знакомство с правилами, инструкцией. В конце игры целесообразно подвести итог – анализ результата с проведением рефлексии.
В старшем дошкольном возрасте развитие личности характеризуется освоением новых знаний. В этом возрасте у детей идё т формирование всесторонней личности: интеллектуальной, волевые качества, нравственные. Эти направления отражены в трудах таких авторов, как Шумакова Н. Б., Пономарёв Я. А., Манюшкина А. М. На основе информационных технологий ИКТ всё более активно внедряю процесс дошкольного образования, который вовлекает интерес детей к таким играм с ответами, как загадки, викторины. ИКТ является помощником в образовательном процессе.
Ребёнок получаем информацию через познавательные процессы воспитания, мышление, воображение, внимание, речь, память. В основе познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря которым дети более эффективно познают окружающий мир. Кроме наглядности, дети узнают новую информацию. С помощью мультимедийных игр можно моделировать различные ситуации по темам недели.
Очень эффективны в этом направлении дидактические игры – обучающие. Они способны развитию познавательной деятельности, интеллектуальное развитие, обучающее. Ребенок имеет возможности проявить свою активность, выполнить действие, добиваеться результата в соперничестве, проявляет волю и выдержку.
Дидактические игры традиционно используются в воспитании и обучении детей. Автор первых таких систем был Ф. Фребель. Он был убеждён, что главная задача первоначального образования состоит не в учении в полном смысле этого слова, а в организации игры. В игровую систему игр Ф. Фребеля вошли различные игрушки, материалы такие как кубики, мячи, шары, цилиндры. Игра как правило сопровождается стихами, песнями, гимнастикой, трудовым процессом.
В старшем дошкольном возрасте во главе стоят игры интеллектуальные, которые развивают личность ребёнка.
Развивающие игры направлены на развитие познавательных способностей эмоционального и нравственного развития, воображения. В них четко выделены дидактические задачи. Они являются инструментом для творчества, самовыражения личности. К этому виду относятся различные игры с раскрасками, конструкторы, муз. игры.
Обучающие игры предлагаются в игровой форме, которые помогают детям решать ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование математических представлений, обучение языкам, нравственно- эстетические с развитием речи, логические игры на развитие мышления. К ним относятся головоломки, ребусы,игры-забавы.
Такие игры способствуют к заинтересованности детей к обучающему процессу, дают мотивизацию, формируют сотрудничество.
Таким образом, мы видим, что игра – это средство познавательного развития детей в любом возрасте и является реальной в подготовке старших дошкольников к школьному процессу.