Аяна Ондар
Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности обучения дошкольников русскому языку
в национальном детском саду».
…И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем-Навеки!
Анна Ахматова, о Мужество
Цель :
раскрыть основные возможные направления в обучении детей дошкольного возраста русскому языку.
Задачи :
-определить возможности дошкольников в области изучения русского языка;
Публикация «Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду» размещена в разделах
-раскрыть основные цели и задачи обучения русскому языку детей дошкольного возраста;
-изучить и применять на практике основные методы обучения русскому языку дошкольников в национальном детском саду.
Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К. Д. Ушинский писал:"Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет".
Большинство людей на Земле живет в условиях многоязычия. Совместное воспитание детей разных национальностей (интеркультурная педагогика, давно нашло отражение в международных документах по дошкольному воспитанию.
Актуальность исследования.
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной, приметной простой речи, всегда интересно и приятно общаться. И поэтому речь стоит развивать с детства. У наших детей основным (родным) языком является тувинский язык, вместе с тем в соответствии с Конституцией РФ Государственным языком на всей территории Тувы является РУССКИЙ ЯЗЫК. В настоящее время обучение русскому языку в Туве становится наиболее актуальным. Русский язык является основным компонентом системы непрерывного образования детей. Данная проблема приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из важнейших задач обучения и воспитания в системе дошкольного образования.
Сегодня ДОУ республики используют образовательные программы: «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабеева и др., «От рождения до школы», «Радуга» (под ред. Т. Н. Дроновой, «Программа обучения и воспитания в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) и др. Данные образовательные программы ориентированы на русскоязычных детей. В связи с этим, особо актуальной является проблема создания адаптивной региональной, муниципальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, несмотря на возросший интерес к изучению проблем двуязычного обучения в условиях ДОУ, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным, в частности:
— вопросы формирования русской устной речи в условиях тувинско-русского двуязычия;
— проблема адаптации основных образовательных программ в области познавательно-речевого развития и др.
Анализ сложившейся языковой ситуации, практика использования российских образовательных программ свидетельствует о том, что в процессе обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста возникает ряд противоречий:
— между потребностью в развитии устной русской речи и недостаточной разработанностью теоретических (психологических, лингвистических и дидактических) основ обучения, способствующих формированию и развитию у детей старшего дошкольного возраста устной русской речи в условиях двуязычия;
— между требованиями образовательных программ ДОУ по русскому языку и низким уровнем развития русской устной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Наличие указанных противоречий позволило мне обозначить проблему исследования: чему учить, как учить и каково содержание обучения устной русской речи у тувинских детей старшего дошкольного возраста, какие', основные лингводидактические приёмы и систему занятий следует применить в процессе обучения. В первую очередь, я для себя отметила, что в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях речевые навыки и умения формируются на «устной основе», т. е. значительное количество информации усваивается детьми с опорой на слуховое восприятие и воображение.
Большинство детей приходит в детские сады в 3-4 года и многие из них не владеют русским языком. Они, как правило, плохо подготовлены к тому, чтобы в течение всего дня общаться на непонятном или пока плохо понятном русском. Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада включает в себя в таком случае и необходимость освоиться с русской речью, научиться понимать язык воспитателя и включаться в общую деятельность с детьми всей группы. И потому на педагогов дошкольного образования ложится большая роль и ответственность в обучении детей русскому языку.
Учитывая вышесказанное, я считаю, что работа по обучению русскому языку не может выступать в качестве самодовлеющей цели всего педагогического процесса, а должна органично вплетаться в него. Перегружать дошкольников не следует, помня о благополучии ребенка как высшей задаче дошкольного воспитания. Обучение второму языку нужно проводить не в жесткой форме, а в играх и в повседневной деятельности.
Для эффективной работы по обучению и развитию связной речи- обучению русского языка я применяю следующие программы и педтехнологии:
Программы:
• Н. Ф Бартан «Программа по русскому языку для старшей и подготовительной тувинских групп детских ОУ».
Использую следующие педагогические технологии:
-Использование элементов технологии индивидуально-дифференцированного подхода
-Использование элементов технологии проблемного обучения
-Использование элементов технологии активной речевой деятельности
-Здоровьесберегающая технология сенсорного раскрепощения по Базарному В. Ф. через интеграцию разных видов детской деятельности
Для успешной реализации деятельности применяю программы по обучению русского языка в своей педагогической применяю следующие
Методические пособия :
О. С Ушаковой, Е М Струниной «Методика развития речи дошкольного возраста».
• Л. А Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 5—6 лет».
• О. М Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте».
Методы и приемы:
Практический (упражнения,игры)
Игровой (дидактические, словесные, подвижные, игры-драматизации)
Словесный (Рассказ, чтение, беседа, пояснение, объяснение, вопросы, указания
Наглядный (наблюдение, ТСО, показ картин, иллюстрации, показ рисунков, игрушек,
показ образцов, открытки для рассматривания, альбомы)
Ожидаемые результаты:
Развитие культуры общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;
-Владение нормами и правилами русского языка; свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей;
-Полноценное речевое развитие ребенка, для успешного обучения в школе.
Для реализации положительных возможностей дошкольников в обучении русскому языку работу я строю на основе четко продуманной методической системы, учитывающей возрастные особенности детей 4-6 лет.
В процессе обучения учу детей воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
Основной формой обучения русскому языку является образовательная деятельность.
Главная цель НОД - вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи.
Планируя работу по обучению детей русскому языку, я обязательно учитываю специфику русско - тувинского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.
Структура моих занятий:
- организационный момент;
- лексика - закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики;
- фонетика - артикуляция звуков русского языка, произношение звуков в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков;
- связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни, пересказ художественных произведений;
- грамматика - игры и упражнения на усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка;
-игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д.
Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами - показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д.
Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух (название предметов, но и осязание (потрогать предмет, обоняние (понюхать, вкус). Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми. Демонстрация предметов в натуре или их изображений на картине делает занятие живым, интересным.
Постоянно в центре моего внимания находится работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения, устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии провожу 2 - 3-х минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков. Такое упражнение может проводиться в форме игр «Эхо», «Часы», «Цепочка» и др., рекомендуемых программой.
Работу по обучению русскому языку провожу и в свободное от занятий время. С целью продолжения развития интереса к изучаемому языку и желание говорить на нем. Провожу индивидуальную работу с детьми затрудняющимися в использовании в речи русских слов; помогаю в введении некоторых новых слов и выражений в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.
С целью разграничения двух языков я стараюсь у детей вызвать интерес к русскому слову, посредством чтения сказок, рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок. В работе также применяю не только чтение литературы, но и слушание перед сном аудиокниг. Мои дети, слушая сказки, хорошо воспринимают русскую речь, развивают свою память, умеют сопереживать сказочным персонажам, определять положительных и отрицательных героев. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Также для формирования умения правильно говорить, использую рассказ из 4-5 предложений, дидактические и словесные игры, беседы, диалоги, пересказы. Обучаю составлению описательных рассказов по игрушке. Для расширения лексикона детей с помощью введения новых слов, использую наглядность, игровую ситуацию, обыгрывание.
В течение всего дня слежу за речью детей (звуковой, грамматической, синтаксической структурой языка, в корректной форме исправляю ошибки и оговорки детей. Для усиления эмоциональной значимости звучащего слова использовать драматизацию художественных произведений.
Особое внимание уделяю не только становлению языка, но и приобщению к культуре, которая понимается не столько в заучивании и исполнении определенного запаса стихов, песен, надевании национальных костюмов, традиционной еды и знакомством с фольклорными игрушками. .
Но и способами рассуждения, типом человеческих взаимоотношений, проявления дружбы и симпатии, построении рассказов и других вещей, связанных с речевым поведением человека. Без знакомства с культурой невозможно выработать тот словарный запас, который соответствует реальному употреблению речи.
Я также считаю, что «Русское народное творчество и театральная деятельность» - это богатый кладезь, из которого можно черпать богатство русского языка. Для этого я постоянно учу с детьми потешки, считалки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, которые очень обогащают их словарный запас. Сама я вот уже второй год являюсь руководителем КМО «Театрализованная деятельность в ДОУ кожууна», где мы с педагогами всего кожууна обсуждаем и решаем проблемы по развитию связной речи детей, привлечению их к творчеству через театрализованную деятельность.
Работа с родителями
Опыт моей работы показывает, что результаты обучения русскому языку в детстве также зависят от степени заинтересованности родителей в овладении детьми вторым языком, от того, как много они занимаются с ребенком дома, каково отношение семьи к необходимости знать два языка (или даже больше). Если дома учат с ребенком слова, занимаются по различным пособиям для изучающих русский язык, покупают книги, видеофильмы, безусловно понимая в то же время необходимость поддержки и развития родного языка, - для такого ребенка успех обеспечен. Взаимодействие с родителями провожу в форме родительских встреч, консультаций, мастер –классов, тематических недель, дней открытых дверей, открытых просмотров. В родительские уголки и стенды систематически размещается информация по обучению русскому языку.
В развитии связной русской речи детей ведущая роль принадлежит нам -взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким- в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Я всегда провожу все занятия только на русском языке, лишь в единичных случаях, когда дети затрудняются, привожу дословный перевод с тувинского языка. Думаю, что каждодневная русская речь, правильно подобранные слова и произношение слов с четким окончанием слов формируют у детей вкус, слух к правильному чистому языку.
Учеными-лингвистами доказано, что речь развивается по подражанию. Поэтому я считаю, что большую роль имеет именно четкая, неторопливая речь педагога, доступная для ребенка. И потому всегда старюсь все предметы называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Считаю, что говорить с детьми нужно обыкновенным, чистым и правильным русским языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и четко. Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.
С этой целью, я, как филолог, считаю своим долгом дальнейшую работу по совершенствованию и изучении русского языка не только с детьми с которыми я работаю, но и с коллегами. Педагог, на мой взгляд, должен в совершенстве владеть русским языком, ибо именно он в ответе за чистую правильную речь ребенка.
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А. И. Куприн.
Воспитатель – речевой образец для детей 4-5 лет, это обусловлено своеобразием их восприятия. Профессиональным долгом считаю непрерывное совершенствование своей речи по следующим критериям:
• Правильность – соответствие речи языковым нормам;
• Точность;• Чистота;• Логичность – смысловая связь компонентов речи и мысли;• Выразительность – эмоциональное использование речи;
• Богатство – использование всех единиц речи;
• Понятность – соответствие речи возрастным особенностям собеседников;• Темповое соответствие
Я всегда провожу все занятия только на русском языке, лишь в единичных случаях, когда дети затрудняются, привожу дословный перевод с тувинского языка. Думаю, что каждодневная русская речь, правильно подобранные слова и произношение слов с четким окончанием слов формируют у детей вкус, слух к правильному чистому языку. В начале у некоторых детей были затруднения с русской речью. В основном, это дети, не посещавшие ранее детский сад. Но при помощи индивидуальных работ, дифференцированного подхода к каждому ребенку, в конце года намечены улучшения. С детьми, которые молчат, не хотят повторять слова и предложения на русском языке, работаю индивидуально. С той целью, чтобы их не смущали детские насмешки. Несмотря на имеющиеся затруднения с речью, дети все же пытаются выполнять данные задания, и что немаловажно, имеется положительный результат и последовательность в дальнейшей работе с ними.
Но как показывает практика, совместные дискуссии педагогов образовательных учреждений процесс обучения русскому языку дошкольников не приносит пока быстрых положительных результатов. И я, как победитель кожуунного этапа Форума «Тува говорит по-русски», хочу огласить ряд проблем по обучению русского языка, вынесенных Решением Форума:
– недостаточность пособий по изучению русского языка в ДОУ;
- отсутствие системы занятий, составленных с учетом преемственности между детским садом и школой;
– отсутствие методического объединения по обучению русского языка в кожууне;
– нехватка специально подготовленных кадров;
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, нам педагогам необходимо сделать все возможное, чтобы заинтересовать ребенка и поддерживать его на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды и разнообразия коммуникативных задач. Процесс обучения русскому языку будет эффективным, если он строится с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно. Поэтому мы должны стараться строить каждое занятие так, чтобы оно надолго оставалось в памяти ребенка, ярким и красочным праздником для детей –
праздником общения на русском языке с воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами. Свою работу по обучению русскому языку намерена продолжать, т. к по имеющимся результатам работы с детьми, строятся планы по дальнейшему совершенствованию методики звукопроизношения, технике развития русской речи ребенка. Также в своей деятельности решила не останавливаться на достигнутом. Использовать и применять по своей теме, как широко известные, апробированные, так и современные (инновационные) методы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В завершении, хотелось бы отметить то, что работать с детьми по развитию русской речи нужно уже в дошкольном возрасте, чтобы ребенку было легко при поступлении в школу. Я сама по специальности «Учитель русского языка и литературы» и мне не понаслышке известны проблемы речевого развития детей в школе. И по приходу в садик, т. е. став воспитателем, я для себя определила, что речевое развитие должно формироваться еще в раннем детстве. И от того как мы подойдем к обучению русского языка в ДОУ будет зависеть обучение ребенка в школе, его дальнейшее будущее.
Новый закон "Об образовании" внес существенные правки в порядок работы детских садов. Если раньше они делились на ясли и детский сад, государственные и частные, то теперь они получили единую организационно-правовую форму - дошкольная образовательная организация.
Несмотря на то, что каждый детский сад вправе разрабатывать образовательную программу самостоятельно, она должна соответствовать федеральному государственному стандарту.
Согласно приказу, педагоги и воспитатели должны общаться с детьми во время занятий на русском языке. Лишь в отдельных регионах допускается изучение национальных языков. Правда, не во вред изучению официального государственного языка.
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014)
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею.
Утратив русский, – стану я глухой.
Г. Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса